cambria_1919 (cambria_1919) wrote,
cambria_1919
cambria_1919

Category:

КАК ТРУДНО БЫТЬ ПРАВДИВЫМ

Интересно, лет через 150 кого из теперешних творцов будут любить и почитать?
Из тех, кто сейчас авторитетен, славен и популярен?
Ведь потомки совсем иначе будут смотреть на вещи.
И переоценки неизбежны.

Вот вы знаете, например, композитора Соловьёва Н.Ф.?
Слышали его музыку?
Я - нет.
То есть его биографию прочитать можно (даже в Википедии), зато музыку никто не исполняет.
"Дальше - тишина".

Между тем этот современник Чайковского и Могучей кучки был в своё время известен, успешен и плодовит.
Профессор Петебургской консерватории, критик, энергичный деятель, сочинял в разных жанрах.
А самым почётным жанром была тогда опера - и оперы он тоже писал.

Написал в 1885 году оперу "Корделия", и её приняли к постановке в Мариинский театр.
Нет, сюжет не из Шекспира, а из Викторьена Сарду, модного тогда драматурга, любимца Сары Бернар.

Главную партию в "Корделии" получил известный певец Б.Корсов.
Когда у него в гостях был Чайковский, Корсов проиграл ему клавир оперы (переложение для фортепьяно) и попросил искренне, по-дружески, сказать, как ему эта музыка.
Хороша ли партия для него, Корсова?

Поскольку друзья беседовали с глазу на глаз, Чайковский признался, что нашёл музыку Соловьёва "малоинтересной и малодаровитой".
Так прямо и сказал.

Но разве можно что-то говорить по секрету артисту и надеяться, что об этом не узнает весь свет!
Темпераментный Корсов заволновался, побежал к автору оперы Соловьёву и всё пересказал.

Тот разобиделся и стал всюду жаловаться, что, мол, зловредный Чайковский всюду бранит его новую оперу, принижает  его талант в глазах певцов и всего общества.
А раз оперу ещё только репетируют, то хочет помешать не только её успеху, но и вообще сорвать постановку!

О кознях Чайковского заговорили в гостиных.
В конце концов через третьи руки и до самого Чайковского дошли слухи о его низких происках.
Даже его брат в письме спрашивал, что там за история с Соловьёвым приключилась - о ней так много сплетничают.

Деликатный и ранимый Чайковский был в ужасе.
Он тут же сел за письмо Соловьёву:

"Милостивый государь
Николай Феопемптович!"

Да, у композитора было такое причудливое отчество.
Сразу вспоминается Котик из чеховского "Ионыча" с её удивлением:"А как смешно звали Писемского: Алексей Феофилактыч".
Кстати, обладатели редких отчеств - и композитор Соловьёв, и писатель Писемский - происходили не из поповского сословия, как можно было бы подумать. Оба из старинных дворян.

Итак, Чайковский счёл необходимым сообщить Соловьёву:
" Могу дать Вам ЧЕСТНОЕ СЛОВО, что ни одному артисту, ни одному из людей в театральных сферах власть имеющему... решительно никому об опере вашей не говорил НИЧЕГО... сознавая вполне, насколько подобный образ действий (то есть порицание оперы, имеющей быть поставленной, со стороны собрата по искусству) неблаговиден и недостоин честного человека.
Отзыв был дан Корсову лично, наедине и как знакомому, а не театральному деятелю".

Но разве такое объяснение могло утешить Соловьёва?
Вот если бы Чапйковский написал, что в свете врут, что его музыка понравилась, тогда обида бы прошла.
А так - не прошла.
Хотя оперу спели в Мариинке..
Чайковский, музыкальный критик "Русских ведомостей", из щепетильности и нежелания новых сплетен отказался писать отзыв  на "Корделию" (она шла под привлекательным названием "Месть") .

А вот Соловьёв (тоже музыкальный критик, только в "Санкт-петербургских ведомостях") , обычно писавший о Чайковском положительно, резко сменил тон в своих рецензиях.
Конечно, ругательски ругать Чайковского было неловко - композитор писал в то время лучшие свои вещи. Нарастал и успех, пришла мировая слава.
Однако удержаться от выражения неприязни Соловьёв не смог.

"Пиковая дама" Чайковского произвела фурор.
Молодёжь вообще была от неё в полном восторге.
Это взбесило Соловьёва.
Он утверждал, что Чайковский украл сюжет у него. Вернее, сюжет-то, конечно, общедоступный, Пушкина, но только Соловьёв стал подумывать, не написать ли оперу "Пиковая дама", как Чайковский её уже спроворил.
В своей рецензии Соловьёв пишет, что в музыке Чайковского "чувствуется какое-то искание успеха и поспешность работы". Понравились ему только звуковые эффекты вроде отдалённого церковного пения, завывания ветра и пр.

А что же Чайковский?
Ещё в объяснителном письме к Соловьёву (на которое тот никак не ответил) он дал слово, что обязательно ещё раз посмотрит "Корделию" и если найдёт не замеченные ранее достоинства, то обязательно изменит своё мнение .
И сообщит об этом.

Это были не пустые обещания.
Чайковский в самом деле неоднократно несколько раз изучал партитуру "Корделии" - и всё напрасно.
Ничего хорошего он там не нашёл.
Своими впечатлениями он делился с братом Модестом, делал записи в дневнике - то "очень плохо", то "странная вещь".

А свои эмоции по поводу истории с Соловьёвым он излил лишь в письме к Н.Ф. фон Мекк (он знал, эта женщина его верный друг и никогда не предаст его слова гласности):
"Всякая бездарность, всякая посредственность, претендующая быть талантом и не пренебрегающая никакими средствами, чтобы о себе рекламировать, мне ненавистна".

Однако ещё целых три года он добросовестно, снова и снова  открывал партитуру злосчастной "Корделии", пытаясь обнаружить жемчужные зерна таланта.
Безрезультатно.
Но честный человек обязан держать слово.

Tags: Пётр Чайковский, дело чести, музыкальная история, сальерианство
Subscribe

  • ЧУДО-ДЕРЕВО винтажные ёлочные игрушки

    Рождество подарило нам ёлки. Они теперь такие разные, на любой вкус. Согласна считать любой конус или пирамидку условной ёлкой. На убранную в…

  • А КОНОТОПА МЫ ВАМ НЕ ОТДАДИМ

    Художник Константин Маковский считался главным салонным портретистом России. Особенно по части светских красавиц. Он, как никто, умел придать…

  • КУРИНЫЙ САЛАТ И КУРИНЫЙ ПОМЁТ

    Линдон Джонсон, 36-й президент США (стал им - как вице-президент - после убийства Кеннеди) как-то сказал: "Разница между положением сенатора и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • ЧУДО-ДЕРЕВО винтажные ёлочные игрушки

    Рождество подарило нам ёлки. Они теперь такие разные, на любой вкус. Согласна считать любой конус или пирамидку условной ёлкой. На убранную в…

  • А КОНОТОПА МЫ ВАМ НЕ ОТДАДИМ

    Художник Константин Маковский считался главным салонным портретистом России. Особенно по части светских красавиц. Он, как никто, умел придать…

  • КУРИНЫЙ САЛАТ И КУРИНЫЙ ПОМЁТ

    Линдон Джонсон, 36-й президент США (стал им - как вице-президент - после убийства Кеннеди) как-то сказал: "Разница между положением сенатора и…