cambria_1919 (cambria_1919) wrote,
cambria_1919
cambria_1919

Category:

РУССКИЙ ФИНАЛ / RUSSIAN ENDINGS

Не оттуда ли растут ноги чернухи, которую все так ругают, а она всё не кончается?

Сценарист Александр Володин утверждал: "Стыдно быть несчастливым".
Но в фильмах наших быть счастливыми никто не умеет.
И уже давно.

Когда кино было юным, немым и ещё не так нравилось снобам, оно не знало границ.
То есть языкового барьера.
Ведь поменять титры куда легче, чем переозвучить или сделать субтитры.

В результате фильмы легко кочевали из страны в страну, а немые кинозвёзды быстро обретали славу под бренчание пианино в синематографах всего света.

Русское кино тоже включилось в этот всеобщий хоровод - и не без успеха.

Но тут выяснилась одна странная особенность российского зрителя.
Комедии он воспринимал точно так же, как любой европеец или американец - то есть хохотал до упаду.
Зато западные драмы он встречал не всегда восторженно.

Нет, страсти и интриги у него шли на ура. Он восхищался роковой Астой Нильсен и умильной Мэри Пикфорд.

Но он не выносил одного из  главных канонов фабрики грёз - хеппи-энда.

Странно, правда?
Но фильмы с хорошим концом в России имели не такой большой успех, как те, где всё кончалось ужасно, а герои умирали в страшных корчах.
То есть у нас работал не привычный принцип "всё хорошо, что хорошо кончается".
Скорее действовал принцип "всё кончается плохо, и это хорошо".

Поскольку кино изначально было ещё и бизнесом, кинодеятели не могли не учитывать вкусы и требования россиян.
Они старались соответствовать.
Так родилось понятие "русский финал" (russian endings).
Специально для нашей публики!

Считалось, того требуют terrible slavic emotions (ужасные славянские страсти).
А чего они требуют?
"Плохого конца".
Если прекрасная героиня или восхитительный герой, пережив бурю чувств, измены, предательства или смертельные болезни, при этом не давали дуба, а выздоравливали или находили наконец счастье, это огорчало и разочаровывало.

Королевой экрана и первой безусловной русской кинозвездой стала Вера Холодная.
Эта хрупкая красавица с бездонными глазами всегда играла трогательную жертву обстоятельств. В финале она привычно гибла, как прекрасный цветок на ледяном ветру.
И зрители горько рыдали в зале, но нисколько не желали, чтобы всё было по-другому.

Зато когда российские фильмы попадали на мировой рынок, russian endings вызывали смущение и неприятие.
Потому приходилось авторам идти на разные ухищрения.

Знаменитый русский режиссёр Яков Протазанов (думаю, все видели его "Бесприданницу" 1936 года с Ниной Алисовой, Анатолием Кторовым и с романсом "Он говорил мне "Будь ты моею") прославился ещё "при царе".
В 1917 году он снял кино "Горничная Дженни".
Это была сентиментальная мелодрама из "заграничной жизни" про графов и баронов.

Фильм делался с прицелом на мировой рынок.
Потому сразу готовилось два финала!

В варианте для зарубежного зрителя всё было в его вкусе: претерпев с бесчисленные страдания, героиня выздоравливала после смертельной болезни и соединялась с возлюбленным.

Русский финал был, разумеется,иным.
Разумеется, героиня умирала.

Тот же Протазанов ещё в 1914 году снял римейк фильма Дэвида Гриффита "Одинокая вилла" (1909).
Вернее, сейчас сказали бы, что это римейк.
Тогда с авторскими правами в кино было, как с правами человека на Диком Западе - то есть действовали кто во что горазд.
Брали понравившийся сюжет - и вперёд.
Сам Гриффит ведь тоже взял чужой сюжет, из французского фильма "У телефона" (где тоже в основе была некая пьеса).

Так вот, эта "Одинокая вилла" - очень ранний, но очень типичный триллер.
Сюжет таков: пока ничего не подозревающий муж проводит время в городе в компании друзей, в его загородный дом врываются грабители.
А там молодая жена, няня и маленький ребёнок!
Муж никак не может связаться с семьёй по телефону. Наконец он дозванивается и узнаёт о том, что в дом ломятся бандиты; в телефонной трубке он слышит, что происходит нечто ужасное.
Он пытается подбодрить любимую, бросается на помощь - но тихоходность тогдашнего транспорта почти не оставляет надежды.
Грабители нападают на беззащитную женщину.
Вбегает муж...

Теперь два финала.

1. Американский. От Гриффита.
В одинокую виллу вбегает не только муж, но и его верные друзья, и полиция. Сообща они скручивают бандитов. Жена бросается в объятия доблестного мужа. Порок наказан, все счастливы. Ура, ура, ура.

2. Русский финал. От Протазанова.
Вбегает муж и видит бездыханный труп несчастной жены, которую убили преступники.
Помощь запоздала. Убийцы скрылись.
Счастье погублено навсегда.

Молчи, грусть, молчи.


 






 
Tags: Яков Протазанов, особенности национального кино, русские
Subscribe

  • ТАПОЧКИ БОГИНИ

    «Чей туфля? Моё!» Расцвела у меня пара - как и полагается любой обуви – башмаков. Самых-самых обычных и неприхотливых. Хотя…

  • ВЕСНА ЖИВУЩЕГО НА ДЕРЕВЕ

    Такого длинного дендробиума - почти с пятью десятками цветов - у меня ещё не было. Прямо цветущий посох. Никогда нельзя предсказать, когда…

  • А У НИХ ВЕСНА

    Не только декабрист обязательно зацветает в декабре. Ещё и орхидеи по собственной инициативе распускаются к Новому году. Всякий раз. Очень…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • ТАПОЧКИ БОГИНИ

    «Чей туфля? Моё!» Расцвела у меня пара - как и полагается любой обуви – башмаков. Самых-самых обычных и неприхотливых. Хотя…

  • ВЕСНА ЖИВУЩЕГО НА ДЕРЕВЕ

    Такого длинного дендробиума - почти с пятью десятками цветов - у меня ещё не было. Прямо цветущий посох. Никогда нельзя предсказать, когда…

  • А У НИХ ВЕСНА

    Не только декабрист обязательно зацветает в декабре. Ещё и орхидеи по собственной инициативе распускаются к Новому году. Всякий раз. Очень…