cambria_1919 (cambria_1919) wrote,
cambria_1919
cambria_1919

Categories:

МЕДВЕЖАТА ЭКВИЛИБРИРУЮТ

Тогда я и увидела, как проходит мирская слава.
Куда бесповоротнее проходит, чем мода.
Мода может ещё не раз вернуться по спирали, чтобы умилять ("ах, какие были шикарные времена") и иногда вдохновлять.
Угасшая слава редко блеснёт потом.

Мне было тринадцать лет. В одном доме мне показали роскошное старинное издание в трёх томах.
Дали его посмотреть со словами:
- Ты же живописью занимаешься, тебе будет интересно.

В самом деле оказалось интересно!
П.П. Гнедич, "История искусств с древнейших времён" с картинками. Конец 19 века. Быть может, у кого-то есть такое?
Я потом видела это не раз, но тогда сразило наповал.

Первые тома были полны вполне ожидаемых "древнейших" египтян, вавилонян, греков и римлян.
Потом шли Рафаэли с Тицианами, Веласкесы с Рембрандтами.
Всё как положено.
Картинки в старинном духе - с чудесной резкостью и тонкостью выполненные фототипии.

Наконец дело дошло до современных автору гениев.

И тут я, вполне подкованное на этот счёт дитя, страшно удивилась.

Картина 19 века была совершенно неузнаваема!

Даже французы не те! Не говоря уж о немцах.
Никаких уже изученных мною реалистов, никаких Курбе, Милле и Коро.
Об импрессионистах - тем более ни слова.

Зато обнаружилась целая толпа незнакомцев!

Безусловным королём живописи оказался Каролюс-Дюран:
"Французы, ярые поклонники колорита, говорят про Каролюса Дюран:"Он кладёт изображение на музыку". Действительно, у него порою  краски поют, гармония их напоминает лирическое стихотворение".

За королём упоминалась череда, очевидно, принцев кисти.
Тоже тогдашних великих.
"Месонье, Жаке, Монжино, Бодри - эти имена честь и гордость французской нации".

Откуда тогда бралась и куда потом подевалась эта честь и гордость, мне было не понять.
И кто такой Макарт - "первый колорист Европы" - я тоже не знала.
Да не я только - "таков был общий глас".
Былые кумиры - эти, из старой книги - забыты, новые кумиры давно сияли в полном и безусловном блеске.

Но неужели настолько меняются вкусы и взгляды за 100 лет?

А вот вполне.
И, возможно, теперешние авторитеты будут так же свержены с насиженных почётных мест, как те "неподражаемые колористы" из роскошной книги Гнедича.
Не только в живописи.
В музыке.
В кино.

Разумеется, и сам Гнедич (некогда уважаемый и популярный) давно полетел с парохода/теплохода/самолёта современности вверх тормашками.
Устарел.
Стал смешон.
"Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера" писал Пушкин про своего современника Николая Гнедича. Наш Гнедич, певец Каролюса-Дурана Пётр Петрович (1855-1925) - внучатый племянник "преложителя".
Крайне плодовитый и деятельный поэт, прозаик, искусствовед, журналист, критик, драматург, мемуарист и т.д. Рулил в начале 20 века труппой Александринского театра.

Писал Гнедич очень много, но слишком во вкусе своего времени, чтобы остаться в памяти литературы надолго.
Многое теперь даже шокирует.
Вот в "Истории искусств" есть такой пассаж милый:
"Страсть к блестящим украшениям, безделушкам, свойственная женщинам, детям и дикарям, не чужда и мужчине, но он старается её заглушить в себе, считая её недостойной его".
Многого мы, женщины, дети и дикари, ещё не знаем о тайнах мужчин...

И немного лирики от Петра Гнедича.
По поводу знаменитой картины И.И. Шишкина "Утро в сосновом лесу".
Картина эта очень пострадала от любви публики и ещё "при царе" стала конфетным фантиком фабрики Эйнем. Конфета теперь, по-моему, называется "Мишка косолапый".
А картина, увы, предана анафеме эстетами середины 20 века как китч, образец фотографизма и неживописности.
Конечно, квартет медведей несколько заслонил поэзию лесной глухомани (Третьяков, покупая этот пейзаж, очень сетовал на многочисленность изображённых животных).

Пётр Гнедич отозвался на шишкинский шедевр так:

"Утренний туман тихо вздымается, прогоняемый дневным теплом. Лесные обитатели проснулись, в том числе семья медведей, копошащихся возле старых смолистых сосен. Медвежата эквилибрируют на стволах и наслаждаются жизнью в полное удовольствие".

Каков стиль эпохи!












Tags: П.П.Гнедич, живопись, история искусств, колорит, мирская слава, мода
Subscribe

  • ПАСХАЛЬНОЕ ЯЙЦО КЛАДОИСКАТЕЛЕЙ

    Величайший из христианских праздников - св.Пасха - не только всегда был торжеством из торжеств. Его сопровождало огромное количество народных примет,…

  • ВЫ В АВТОМОБИЛЕ

    Уинстон Черчилль совершал поездку по стране. Однажды его шофёр сбился с дороги (навигаторов тогда не было). Заехал совсем не туда, куда…

  • АЛЕЕ, ЧЕМ РОЗА

    С древности свежий румянец лица был знаком красоты и здоровья. По Далю, румяный – «яркаго, но нежнаго, приятнаго алого…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • ПАСХАЛЬНОЕ ЯЙЦО КЛАДОИСКАТЕЛЕЙ

    Величайший из христианских праздников - св.Пасха - не только всегда был торжеством из торжеств. Его сопровождало огромное количество народных примет,…

  • ВЫ В АВТОМОБИЛЕ

    Уинстон Черчилль совершал поездку по стране. Однажды его шофёр сбился с дороги (навигаторов тогда не было). Заехал совсем не туда, куда…

  • АЛЕЕ, ЧЕМ РОЗА

    С древности свежий румянец лица был знаком красоты и здоровья. По Далю, румяный – «яркаго, но нежнаго, приятнаго алого…