cambria_1919 (cambria_1919) wrote,
cambria_1919
cambria_1919

Categories:

СРЕДЬ ШУМНОГО БАЛА

танец

В фильмах из старинной жизни обязательно покажут бал.
Обычно это самая эффектная и многолюдная сцена. Ослепительный свет люстр, могучие звуки оркестра кинематографии, нарядные герои. Романтика.
Мне всегда было интересно, а так ли выглядели балы на самом деле? Даже если вынести за скобки мощь электричества и сотню музыкантов симфонического оркестра. Всегда ли всё проходило ладно, без сучка и задоринки? Настолько ли хорошо смотрелись тогдашние бальные танцоры, как кордебалет Большого театра, который обычно изображает в кино пляшущих гостей? - все одного роста, прекрасного сложения, привычной грации, хотя костюмы и причёски у этих стройных масс поплоше и попроще, чем у главных героев.
Бал у Фамусова и бал у Лариных наводили на размышления. Классы танцмейстера Иогеля явно не всем шли впрок. А уж в эпоху париков и фижм наряды были ещё неудобнее, а модные танцы ещё сложнее и прихотливее. Думаю, все, кто играл сюиты Баха, задавались вопросом, как же танцевали всё это: сарабанду, аллеманду, куранту или бурре? Никто теперь этого не знает в точности. Даже менуэт, который был популярен в 18 веке так же, как вальс в 19-м, трудно в кино увидеть, как это принято говорить, аутентичным.

И в самом деле танцы были занятием не для всех, и конфузы приключались.
Е.П. Янькова вспоминает балы 1780-х годов, ещё при Екатерине Великой:

"Съезжались (в Дворянское собрание) обыкновенно в 6 часов, потому что обедали рано; стало быть, 6 часов - это был уже вечер, и в 12 часов все разъезжались по домам.
Танцующих было немного, потому что менуэт был танец премудрёный: поминутно то и дело, что или присядь, или поклонись, и то осторожно, а иначе, пожалуй, или с кем-нибудь лбом стукнешься, или толкнёшь в спину; мало этого, береги свой хвост, чтоб его не оборвали, и смотри, чтоб самой не попасть в чужой хвост и не запутаться. Танцевали только хорошо умевшие танцевать, и почти наперечёт знали, кто хорошо танцует... Вот и слышишь: "Пойдёмте смотреть - танцует такая-то - Бутурлина, что ли, или там какая-нибудь Трубецкая с таким-то".
И потянутся изо всех концов залы, и обступят круг танцующих, и смотрят как на диковинку, как дама приседает, а кавалер низко кланяется".

Так что бальные залы наполняли не только танцующие, но и толпы зевак. Которых бывало больше, чем плясунов. Только хвост-шлейф стереги от чужих каблуков.
Тут и случались бальные неприятности и бальные скандалы. В иные времена можно было нарваться на нешуточную драму. Жедеон Таллеман де Рео (1619-1692 г.г.), столь славно вдохновлявший своими "Занимательными историями" Дюма, когда тот работал над "Тремя мушкетёрами", оставил потомкам грустную историю. Грустную, потому что реальную:

"Граф де Монревель, в ту пору ещё молодой, как-то на балу в толпе толкнул Конака, дворянина из Сентонжа, человека весьма умного и отважного.
Конак, которого он толкнул задом, оттолкнулся тоже задом; Монревель дал ему пощёчину. Конак с превеликим хладнокровием прочёл следующий стих:

Порой за меньшее переплывали Стикс,

и вызвал Монревеля на поединок; но Монревель его убил".

Вот и потанцевали.
Tags: Таллеман де Рео, кино, менуэт, мода, танцы
Subscribe

  • ЧЁРНЫМ ПО БЕЛОМУ

    Одних удивило, что скоро в каком-то сериале английскую королеву Анну Болейн будет играть чернокожая актриса. Другие политкорректно объявили, что это…

  • ЮКИ

    Юки это дети. Когда ещё не придумали пионеров, были юки – то есть юные коммунисты. В самом начале 1920-х. Такие активные ребята…

  • К СОЖАЛЕНЬЮ, СЛИШКОМ РАНО?

    «До 15 лет следует читать книги, полезные и приятные в то же время; от 15 до 20 – должно придерживаться одних полезных книг; а после 20…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments