EPISTULARUM

Ничего трудного: только жить согласно своей природе. Трудно это лишь по причине всеобщего безумия


Previous Entry Share Next Entry
СРЕДЬ ШУМНОГО БАЛА
cambria_1919
танец

В фильмах из старинной жизни обязательно покажут бал.
Обычно это самая эффектная и многолюдная сцена. Ослепительный свет люстр, могучие звуки оркестра кинематографии, нарядные герои. Романтика.
Мне всегда было интересно, а так ли выглядели балы на самом деле? Даже если вынести за скобки мощь электричества и сотню музыкантов симфонического оркестра. Всегда ли всё проходило ладно, без сучка и задоринки? Настолько ли хорошо смотрелись тогдашние бальные танцоры, как кордебалет Большого театра, который обычно изображает в кино пляшущих гостей? - все одного роста, прекрасного сложения, привычной грации, хотя костюмы и причёски у этих стройных масс поплоше и попроще, чем у главных героев.
Бал у Фамусова и бал у Лариных наводили на размышления. Классы танцмейстера Иогеля явно не всем шли впрок. А уж в эпоху париков и фижм наряды были ещё неудобнее, а модные танцы ещё сложнее и прихотливее. Думаю, все, кто играл сюиты Баха, задавались вопросом, как же танцевали всё это: сарабанду, аллеманду, куранту или бурре? Никто теперь этого не знает в точности. Даже менуэт, который был популярен в 18 веке так же, как вальс в 19-м, трудно в кино увидеть, как это принято говорить, аутентичным.

И в самом деле танцы были занятием не для всех, и конфузы приключались.
Е.П. Янькова вспоминает балы 1780-х годов, ещё при Екатерине Великой:

"Съезжались (в Дворянское собрание) обыкновенно в 6 часов, потому что обедали рано; стало быть, 6 часов - это был уже вечер, и в 12 часов все разъезжались по домам.
Танцующих было немного, потому что менуэт был танец премудрёный: поминутно то и дело, что или присядь, или поклонись, и то осторожно, а иначе, пожалуй, или с кем-нибудь лбом стукнешься, или толкнёшь в спину; мало этого, береги свой хвост, чтоб его не оборвали, и смотри, чтоб самой не попасть в чужой хвост и не запутаться. Танцевали только хорошо умевшие танцевать, и почти наперечёт знали, кто хорошо танцует... Вот и слышишь: "Пойдёмте смотреть - танцует такая-то - Бутурлина, что ли, или там какая-нибудь Трубецкая с таким-то".
И потянутся изо всех концов залы, и обступят круг танцующих, и смотрят как на диковинку, как дама приседает, а кавалер низко кланяется".

Так что бальные залы наполняли не только танцующие, но и толпы зевак. Которых бывало больше, чем плясунов. Только хвост-шлейф стереги от чужих каблуков.
Тут и случались бальные неприятности и бальные скандалы. В иные времена можно было нарваться на нешуточную драму. Жедеон Таллеман де Рео (1619-1692 г.г.), столь славно вдохновлявший своими "Занимательными историями" Дюма, когда тот работал над "Тремя мушкетёрами", оставил потомкам грустную историю. Грустную, потому что реальную:

"Граф де Монревель, в ту пору ещё молодой, как-то на балу в толпе толкнул Конака, дворянина из Сентонжа, человека весьма умного и отважного.
Конак, которого он толкнул задом, оттолкнулся тоже задом; Монревель дал ему пощёчину. Конак с превеликим хладнокровием прочёл следующий стих:

Порой за меньшее переплывали Стикс,

и вызвал Монревеля на поединок; но Монревель его убил".

Вот и потанцевали.

  • 1
(Deleted comment)
Какая чудесная картинка! А про балы: конечно, в кино они разные - великосветские в "Войне и мире" Бондарчука или в американском мюзикле "Звуки музыки", губернские в фильме "В городе С." по чеховскому "Ионычу" или в "Анне на шее" с Ларионовой. На губернских глазеющих поболе будет и танцуют не все хорошо. Но когда танцоры умелые, то и правда, хочется смотреть на них, как на сцену. Была я не так давно на подобном балу. Даже и платья там были 19 века, а у кавалеров перчатки на руках. Танцевали все очень хорошо, ловко, и танцы были самые разные - одних вальсов несколько разновидностей!

Когда танцевать умеют, такая красота. Сейчас редкость. Как всё, что требует труда и мастерства, но практически доступно каждому при желании. У меня муж вальсировать совсем не умеет, зато папа и дедушка...

Мой муж вальсировал в юности легко и непринужденно и однажды, разогнавшись, так же непринужденно, но не так легко влепил со всего маху партнершу в столб, подпиравший некую часть зала. С тех пор я очень опасалась с ним вальсировать. Хоть треснул он и не меня.

В вальсе ещё пары сталкиваются, если партнёр зазевается, не ведёт внимательно, особенно если помещение небольшое. Но и закружиться легко - в смысле головокружения. Может занести.

Да, в нашем случае он действительно несколько увлекся. Средь шумного бала, так сказать. :)

вспомнился отрывок первого бала Наташи Ростовой "Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени, Наташа танцевала превосходно. Ножки ее в белых атласных башмачках, быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастья" Писала по памяти, если есть ошибки, прошу прощения

Так и есть!

Всегда это удивляло: Пьер подходит к князю Андрею и говорит, мол, пригласите мою протеже, "вы всегда танцуете". А мы уже наблюдаем князя с 1805 до 1810 года - и ни одного па или желания потанцевать. Интересно, когда он прославился как танцор? Наверное, в ранней молодости ( в 1805 году ему 27 лет, и уже никаких мыслей о танцах) - как это у всех бывает?

скорее всего. Когда танцевать , как не в юности!

(Deleted comment)
Люстры перед балом опускались, слуги зажигали свечи (сальные свечи я в детстве представляла из смальца, но он же мягкий! однако больше в ходу было тугоплавкое говяжье или баранье сало). Плюс торшеры и канделябры, плюс зеркала, отражающие свет.
Но вообще-то не так было светло, как при электричестве.
Зато женщины от этого казались красивее.

(Deleted comment)
  • 1
?

Log in

No account? Create an account