cambria_1919 (cambria_1919) wrote,
cambria_1919
cambria_1919

Categories:

ИМПЕРАТОР: БЛА-БЛА-БЛА

Мир чиновников устроен своеобразно. Там свои правила и ценности.
Мало понятные и мало интересные обществу, но для самих чиновников жизненно необходимые.
И так было всегда.

Конечно, хорошо, когда чиновник отменно знает дело, к которому приставлен.
Но для него куда важнее представить себя (и дело, если придётся) начальству. Это главное!

Министерства культуры при царях не было. Как-то обходились.
А вот императорские театры (числом пять) относились к Министерству двора, и при них обреталось множество чиновников.

Репертуаром Московских императорских театров - Большого и Малого - с 1864 по 1881 год управлял М.П. Бегичев.

Это был, в общем-то, человек на своём месте - театр он обожал, всячески способствовал его процветанию. Да и сам сочинял лёгкие пьесы, которые  имели успех.
Особенно его "Фофочка".

Ладить с начальством Бегичеву тоже удавалось.
Иногда ценой нечеловеческих усилий.
Одну такую историю он сам рассказал братьям Чеховым, и они очень потешались.

Как-то по пути из Петербурга в Крым в Москве остановился проездом император Александр II.
Как и теперь, программа высочайших визитов расписывалась заранее, чтобы всё всюду было готово и в лучшем виде.

В тот царский приезд никаких походов в театр запланировано не было, так что Бегичев с лёгким сердцем отправился  на дружеский обед и там, как он сам признавался, основательно "наклюкался".

И вдруг уже в 8 вечера  к обедающим врывается чиновник для особых поручений и сообщает: царь захотел посмотреть балет в Большом театре.
Захотел внезапно.
Свита всполошилась, а Министр двора - непосредственный начальник Бегичева - приказал ему срочно приехать в театр и быть в царской ложе.

Что делать?
Бегичев, едва держась на ногах, переодевается и едет. На службу!

Царь уже в ложе.
Бегичев пьян настолько, что еле стоит, пошатывается и боится упасть.
Но надо стоять - и он стоит.

Император смотрит на сцену, то и дело оборачиваясь к Бегичеву и что-то спрашивая.
А тот ничего понять не может и думает только о том, как бы не свалиться перед государем.

К тому же Александр II обладал ужасной дикцией и говорил крайне невнятно (я этого не знала, но теперь буду представлять его именно так).

Потому Бегичев из высочайших уст мог уловить только какое-то "бла-бла-бла-бла" (выражение ещё тех лет, оказывается!)
Пьяный в стельку автор "Фофочки" в основном кивал и улыбался.
Но пытался что-то сказать (надо ведь царю отвечать!) - и к своему ужасу сознавал, что может только бормотать, как индюк, "бла-бла-бла".
Так и беседовали.

Тот мучительный спектакль Бегичев запомнил на всю жизнь.
Еле достоял, качаясь. Но достоял!
Император покинул театр, а Бегичев даже не помнил, как домой добрался.
Предполагая самые печальные последствия своих комментариев к балету.

"В ту же ночь Министр двора просил уведомить меня, что Его Величество остался доволен мной и балетом и выражает мне своё благоволение".

Вот она, доблесть чиновника.



 
Tags: В.П.Бегичев, алкоголь, императорские театры, театральные байки, чиновники
Subscribe

  • ХОТЬ РОЗОЙ НАЗОВИ...

    Ещё о странности и относительности значения имён, о моде на имена и имятворчестве. В первые годы после революции появилось много затейливо…

  • КРАСИВОЕ ИМЯ, ВЫСОКАЯ ЧЕСТЬ

    Латынь - даже со страшноватым определением "мёртвый язык" - многие века оставалась языком пап, учёных и королей. Владычица Англии Елизавета I…

  • ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

    КОТА УБИТЬ - СЕМЬ ЛЕТ НИ В ЧЁМ УДАЧИ НЕ ВИДАТЬ. Старинное поверье из Толкового словаря живого великорусского языка Владимира Даля, 1881 г.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments