cambria_1919 (cambria_1919) wrote,
cambria_1919
cambria_1919

Category:

С СОЗДАТЕЛЕМ НА КОРОТКОЙ НОГЕ

Из русских классиков разве что Пушкин брал "уроки чистого афеизма".
В Одессе, у одного англичанина.
И после лихого лицейского вольтерьянства.

Но и он чистым афеем (атеистом) так и не стал.
Конечно, не поэтому (но слегка и оттого) золотой век русской литературы ушёл не на отрицание, а на поиски Бога.
Часто мучительные.
Даже обострившиеся к началу ХХ века. "В белом венчике из роз" и т.д.

Достоевский никогда не говорил "Если бога нет, значит, всё позволено" -  но думал именно так.
Только выражался пространнее.
Сартр все лишние слова убрал и получил формулу Достоевского.

А отлучённый от церкви Толстой твёрдо знал: "Спрашивать: есть ли Бог? всё равно, что спрашивать: есть ли я?"

Так и было у нас всем не до шуток, пока вопрос сам собой не рассеялся и не отошёл в область душевных глубин, куда нет ходу посторонней суете.
Хотя я так и не поняла, прописали права и обязанности Бога в Конституции или нет?

Иное на Западе.
Там многие (не все!) шутили насчёт Бога, который, считалось, не выносит уныния.
Но вот по вкусу ли ему шутки про него (про Него)...
Неизвестно.

Конечно, Вольтер, которого казаки назвали бы полуверком, заварил эту кашу.
Вопрос о бытии Бога - как он любил -  свёл к интеллектуальной забаве, парадоксам, к bon mot.
Знаменитое "если бы Бога не было, его следовало бы выдумать". Если. Если? Если!
"Верить в Бога невозможно, не верить в него - абсурдно".
То-то.

И вообще всё не так серьёзно, как кажется.
Грозный Создатель всё чаще виделся всем известным бородатым господином, вполне годным для светских острот.

Вот Бальзак, звезда салонов (или страстно желавший таковым слыть):
"Когда женщина становится уже слишком стара, чтобы нравиться мужчинам, она обращается к Богу".

Это, конечно, малосимпатичный залп по знаменитым бальзаковским женщинам - отцветающим и отцветшим - но и Бог припряжён. Получите, распишитесь.
В тот же салон к дамам, но  с комплиментом подтягивается Виктор Гюго:
"Бог делает женщину прекрасной, и дьявол хорошенькой".

Можно и без дам.
Чистый скепсис.
"Извинить Бога может только то, что его нет".
Стендаль.

Гейне вообще-то вполне чтил Священное писание, но Творца мог изобразить и таким:
"Когда Богу на небе становится скучно, он открывает окно и смотрит на парижские бульвары".
Такой свой в доску!
Чего он не видел на этих бульварах?

Началась и критика:
"Бог, создавая человека, немного переоценил свои способности". Оскар Уайлд.
Другой острослов, современник Уайлда Марк Твен, объясняет эту промашку Создателя иначе: "Человек создан в последний день творения, когда Бог утомился".

Что до самого бородатого господина, то Твен видит в нём персонажа современной ему литературы:" Бог свиреп в Ветхом Завете и обаятелен в Новом - доктор Джекил и мистер Хайд Священного романа".
И вот ещё что для него странно:" У дьявола нет и одного оплачиваемого помощника, тогда как у противной стороны их миллионы".

Тут весёлый американец  неожиданно смыкает ряды с искателем божественной истины русским графом Толстым.
Который тоже не жаловал оплачиваемых помощников Бога.
Так что оставим их всех в ожидании финала божественной комедии.
У комедии ведь всегда счастливый конец.












Tags: Бог, Конституция, вольтерьянцы, острословы, шуточки
Subscribe

  • ПРИНЦЕССА И КЛИСТИР

    Придворная жизнь представляется нам неким нарядным шоу. Да она по сути такой и была. Роскошные наряды, великолепные интерьеры,…

  • УБИЙЦА ЧАЙКОВСКОГО

    «Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чём фокус!» Слова эти у Булгакова…

  • УКОЛОЛИ И - ПОШЁЛ ...

    У Сергея Михалкова стихотворение такое есть детское, про прививку и мальчика, который её боится: Почему я встал у стенки? У меня… дрожат…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments