cambria_1919 (cambria_1919) wrote,
cambria_1919
cambria_1919

Category:

ДЁШЕВО. ДОРОГО. БЕСЦЕННО



Всё меняется - и вкусы конфузнее всего.
Когда выражаются в денежных единицах.

Эта маленькая картина голландца Яна Вермеера (а говорить бы надо - Вермера!) из Дельфта (1632-1675) продавалась много раз.
Такова уж судьба картин - это не только жизнь духа, но и судьба вещей.
Вещей в самом тривиальном смысле этого слова.

Голландцев в Европе издавна любили и коллекционировали, деля на великих (Брейгель ст., Босх, Хальс, Рембрандт) и малых (все прочие).
Что отражалось на продажах.

Вермеер жил недолго, написал мало: после его смерти на аукционе фигурировала всего 21 картина.
Сейчас известны 35.
Живописью занимался без спешки, тогдашний арт-рынок новинками не заваливал, несмотря на большое семейство (он был отцом 15 детей). Помогало держаться на плаву участие в делах фамильного трактира на дельфтском рынке.
Были у него и понимающие меценаты - местные пекарь и печатник.
Не короли!
Как это по-голландски.

Поскольку сюжеты картин Вермеера самые простые, бытовые, распространённые в те времена, то после кончины художник долго в кругах ценителей прекрасного ходил в малых голландцах.
Мало ли их, этих малых!

Однако пришла пора, когда наконец рассмотрели, какие особенные эти небольшие картинки (та, что здесь, "Кружевница", всего 24 см в высоту, а в ширину 21; впрочем, она самая маленькая из всех вермееровых шедевров).
Каким волшебным мерцающим светом окутаны эти обыденные сцены.
Сколько в них завораживающей тишины и тонкой поэзии.
И живописного совершенства.

Случилось прозрение в середине 19 века.
Забытый Вермеер моментально вошёл в моду у знатоков.
И столь же моментально стал очень дорогим художником.

Вот как продавалась в 19 веке "Кружевница".

1815 - 9 флоринов. Копейки!

1851 - 260 флоринов. Серьёзный скачок.

1870 - 7 270 франков.

Последняя цена максимальная.
Потому что "Кружевница" за эти деньги была куплена для Лувра, где её можно видеть и сейчас.
Теперь она бесценное достояние Франции и человечества.

Сколько сейчас стоит то, что когда-то шло по 9 флоринов?

Не так давно на аукционе Christie`s побывала очень ранняя (возможно, самая ранняя), естественно, далеко не столь совершенная, как наша "Кружевница", картина Вермеера (а, быть может, и не Вермеера) "Св. Пракседа".
Стартовая цена была 6-8 млн. фунтов стерлингов.

Конечно, Вермеера много подделывали, раз он так дорог.
К тому же долго не верилось, что голландец, даже великий, не наплодил множества картин. Где же они?
Ведь голландцы усердно работали на рынок, а не состояли при высочайших особах.
Так что чудесные находки возможны! Только надо их огранизовать.

Самым удачливым производителем фальшивых Вермееров был Хан ван Меегерен, голландец, как и его образец.
Этот умелец ловко подделывал разных старых мастеров, поджаривая свои новоделы в печи, чтобы картины потрескались и приобрели замусоленный "старинный" вид.
Взялся Меегерен и за Вермеера, который был особо в цене.
Сбывал свои поделки музеям, всучил одну такому любителю искусств, как рейхсмаршал Герман Геринг.
С которого взял 1 600 000 гульденов! Каков молодец.

Однако за коллаборационизм (продажу национального сокровища Герингу) Меегерен  в 1945 году угодил в голландскую тюрьму.
Замаячил солидный тюремный срок, и ловкач счёл на лучшее признаться в афере.
Так что получил лишь год тюрьмы за подделки, проданные голландцам.

Когда смотришь на репродукции с Вермееров работы Меегерена, диву даёшься, как их могли принимать за оригиналы: странные, неважно нарисованные фигуры с большими "невермееровскими" головами, скученная композиция и прочее невозможное.

Но когда хочешь иметь собственного Вермеера, съешь и не такое.
И раскошелишься.
Tags: Лувр, Ян Вермеер Дельфтский, бизнес, великие, деньги, фальшивки
Subscribe

  • СИЛА КАМНЯ знать на ять

    Один из писателей русского Зарубежья Борис Пантелеймонов оставил запись беседы. Дело было в Париже в конце 1940-х годов. По четвергам пили чай с…

  • ОНИ И МЫ. НЕЗВАНЫЕ

    Незваные - это они. Домашними животными их никак не назовёшь, хотя они так и норовят влезть в дом и чем-то поживиться. Современные продвинутые…

  • А КОНОТОПА МЫ ВАМ НЕ ОТДАДИМ

    Художник Константин Маковский считался главным салонным портретистом России. Особенно по части светских красавиц. Он, как никто, умел придать…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • СИЛА КАМНЯ знать на ять

    Один из писателей русского Зарубежья Борис Пантелеймонов оставил запись беседы. Дело было в Париже в конце 1940-х годов. По четвергам пили чай с…

  • ОНИ И МЫ. НЕЗВАНЫЕ

    Незваные - это они. Домашними животными их никак не назовёшь, хотя они так и норовят влезть в дом и чем-то поживиться. Современные продвинутые…

  • А КОНОТОПА МЫ ВАМ НЕ ОТДАДИМ

    Художник Константин Маковский считался главным салонным портретистом России. Особенно по части светских красавиц. Он, как никто, умел придать…