cambria_1919 (cambria_1919) wrote,
cambria_1919
cambria_1919

Category:

САМАЯ КРАСИВАЯ ФИГУРА МУЖЧИНЫ

Посмотрим же на эту фигуру.

Есть два портрета Льва Толстого, оба писал Иван Крамской  летом 1873 года.
Один знаменитый – из Третьяковки.
Он всем знаком. Знаком этот пронзительный взгляд, эта внутренняя мощь, эта простота одежд.

Другой портрет из Ясной Поляны, потому репродукция такая паршивая – лучше не нашла.
Примерно то же, да не то.

Который лучше?



Меценат Третьяков решил создать галерею портретов лучших людей России.
Василий Перов прекрасно написал для него Достоевского и Островского, а самому знаменитому тогда портретисту Крамскому достался Лев Толстой.
Надо было только уговорить писателя позировать.

Крамской - не только хороший художник, но и умный, интересный человек - прибыл в Ясную Поляну.
И сходу получил отказ.

Толстой позировать не желал ни в какую.
Он был занят своими делами – писанием "Анны Карениной", внутренней работой и внешними обстоятельствами вроде прекрасной летней погоды, охоты, прогулок и пр.
Граф вообще был упрям и несговорчив.

Крамской решил действовать через супругу писателя, Софью Андреевну.
Она согласилась уговорить мужа позировать при одном условии: Крамской скопирует портрет Л.Н. для семьи.

Тут уж Крамской заупрямился – мол, копий и реплик он не делает, это скучно для настоящего мастера.
Так что он сразу будет писать два портрета, несколько разных.
Когда работа будет закончена, пусть Софья Андреевна выберет тот, что ей больше придётся по душе.

На том и порешили.
Семье Толстых Крамской и скидочку сделал – взял за работу всего 250 рублей (с Третьякова же 530).

Началась работа сразу над двумя портретами.
Художник и писатель разговорились. Они быстро почувствовали неподдельный интерес и уважение друг к другу.
«Кажется, он гений," - записал Крамской (тогда это ещё не решили окончательно).

А у Толстого беседы с Крамским отразились в "Анне Карениной" – там художник Михайлов пишет портрет Анны (хотя заказать портрет Софьи Андреевны Толстому даже в голову не пришло).

Моделью Толстой был беспокойной и недобросовестной – часто пропускал сеансы.
Просто сбегал или не являлся. Он любил лето и не хотел в чудную погоду часами сидеть неподвижно перед художником.

Что делать?
Времени на работу Крамской себе дал 2-3 недели. А сроков он не нарушал.
Голову и руки на обоих портретах Крамской написал – и великолепно написал – с натуры. А вот всё прочее…

Чтобы вовремя закончить портреты, Крамской знаменитую синюю блузу Толстого, которую ещё не назвали толстовкой, набивал сеном и тряпками, чтоб получалось подобие человеческой фигуры.
Он ведь был реалист, так что надо было обязательно перед глазами натуру иметь.
Он её и заимел.

Когда оба портрета были готовы, Софья Андреевна  должна была выбрать лучший.
Оба были очень похожи на оригинал - "даже смотреть страшно", по её словам.

И она выбрала.
Тот, что у меня на паршивой репродукции.
А портрет, что теперь в Третьяковке - со знаменитым пристальным взглядом - ей страшно не понравился.
Она нашла, что на "её" портрете граф и моложе, и выражение лица волевое, и обручальное кольцо лучше видно, и угадывалась «высокая фигура, плечи переданы лучше».

И вправду, Толстой был высок, хорошо сложён, мускулист, «очень силён и ловок».
Отличный наездник – есть киносъёмка, где Толстому за 80 (т.е. он привычный старичок с длинной бородой).
Однако этот старец на наших глазах  лихо и легко, без посторонней помощи взлетает в седло и отправляется на конную прогулку.

Когда Илья Репин познакомился с Толстым, то сравнил его с портретом  работы Крамского: "...он высокого роста, брюнет и не такой большеголовый, как у Крамского".

Да и сам Крамской признавал: «Толстой – самая красивая фигура мужчины, какую… пришлось видеть в жизни».

Но как реалист он написал тот мешок с тряпьём, который Софья Андреевна часто видела в импровизированной мастерской художника, когда Толстой не являлся позировать.
И написал художник этот мешок (для Третьяковской галереи) очень похоже. Ведь правда?

Потому этот портрет графиня раздражённо назвала «чучело».

Что значит взгляд женщины!
Tags: Иван Крамской, Лев Толстой, женский взгляд, мужская фигура, русская живопись
Subscribe

  • ДОЖДЬ СТУЧИТ ПО ЧЁРНОМУ ЗОНТИКУ

    Любите ли вы дождь так, как люблю его я? Этот шум и и шорох, этот смутный горизонт, этот меланхолический аромат? Эти блики и блёстки, эти…

  • КУПАЛЬНЫЙ КОСТЮМ №1

    Да, это именно тот костюм, в котором на картинке детишки. Тот, в котором мама родила. Или – иными словами – тот минималистичный…

  • ХРИЗАНТЕЛЬКА

    Колоритная фигура, правда? Буржуа начала ХХ века. Картинный. Как из пьесы Максима Горького. Горький вообще-то репутационный неудачник. Не дали,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • ДОЖДЬ СТУЧИТ ПО ЧЁРНОМУ ЗОНТИКУ

    Любите ли вы дождь так, как люблю его я? Этот шум и и шорох, этот смутный горизонт, этот меланхолический аромат? Эти блики и блёстки, эти…

  • КУПАЛЬНЫЙ КОСТЮМ №1

    Да, это именно тот костюм, в котором на картинке детишки. Тот, в котором мама родила. Или – иными словами – тот минималистичный…

  • ХРИЗАНТЕЛЬКА

    Колоритная фигура, правда? Буржуа начала ХХ века. Картинный. Как из пьесы Максима Горького. Горький вообще-то репутационный неудачник. Не дали,…