cambria_1919 (cambria_1919) wrote,
cambria_1919
cambria_1919

Category:

ЮКИ



Юки это дети.
Когда ещё не придумали пионеров, были юки – то есть юные коммунисты.
В самом начале 1920-х. Такие активные ребята школьного возраста.


Почему-то юковское дело курировал Наркомздрав, потом поддержал и Всеобуч.
Надо же детей чем-то полезным занять.


Собственно, это было старое скаутское движение, только в новой обстановке, отчего синие галстуки сменили на красные. Позже такие галстуки будут носить пионеры.
И старую песню московских скаутов про картошку-тошку-тошку сначала пели юки - и лишь потом  она по наследству досталась пионерам.
Только они немного слова переделали.
Правильно сделали и вовремя.
Потому что у скаутов было: «Ах, картошка объеденье-денье-денье, лагерников идеал».


А пароль и отзыв у юков остались скаутские – «Будь готов!» - «Всегда готов!»

Несмотря на грозное политическое название, юков нацеливали на вполне скаутские дела: спорт, походы на природу - когда надо жить в палатках, устраивать бивуак, готовить кашу в котелке, учиться плавать, завязывать узлы, оказывать первую помощь.
Прямо как в «Королевстве полной луны».


В законах юков никакой политики не было – кроме декларации того, что они дети трудового народа.
Ничего про партию или коммунизм, как ни странно. Что вполне разумно. Дети же!


Эти законы были выдержаны даже в какой-то старинной стилистике:
«Юк  вежлив и услужлив, особенно со старыми и малыми.
Юк сострадателен к  животным»
И т.д.

Были  и обязательные  правила быта, вреди которых такие :
«Юк моется тщательно, не забывая шею и уши» (тут видны уши Наркомздрава).
«Юк не курит ни явно, ни тайно. Юк не употребляет вина».

И всячески поощрялась выработанная волевыми усилиями стойкость, от которой приходят в ужас современные психологи, но которая во времена испытаний очень выручает:
«Юк старается улыбаться, когда ему больно, и насвистывает, когда ему тяжело».

Начиналось всё вроде бы замечательно, но эпоха брала своё.
И школьники быстро политизировались.


Когда все кругом борются и жёстко дискутируют, детям тоже так хочется.
Бороться! Хотя бы с пережитками прошлого.


Где гнездилось проклятое прошлое? Конечно же, дома, где сидели несознательные или недостаточно передовые родители и бабки с дедами.

Бывший юк, художник В.И Костин, вспоминал:
«Семья, дом были всегда на третьем плане и воспринимались нами как что-то скучное, назойливое, но, к сожалению, необходимое. Но уж в своей школьной жизни мы начисто разделывались с семейными устоями и интересами».

Стоило юку не прийти или опоздать на какое-то мероприятие из-за семейных забот – всё, заклюют. «Это рассматривалось прежде всего как трусость».

Тургеневский сюжет «отцы и дети» снова и снова разыгрывался в семьях – но в совершенно новых тонах.

Продвинутые и самоуверенные дети решительно держали родителей в ежовых рукавицах:
«Надо сказать, что родители обычно прислушивались в то время, что говорили и требовали дети, потому что в жизни всё было новым, и это новое касалось самых существенных сторон быта и поведения всех людей».

А дети лучше это новое знали и понимали. Или думали, что знали и понимали.
Они не просто не соглашались с «отсталыми» предками:
«Попробуй родитель плохо отозваться о каком-либо нововведении, сын или дочь  не только яростно спорили дома, но и, не стесняясь, выносили поступок старших  на общее обсуждение в классе или отряде».


Какие милые детки.
Ведь эти обсуждения родителям выходили боком:
«Оттуда уже каким-то образом уже не от школьников, а от солидных товарищей по службе или по соседству, приходило строгое осуждение родителей.
Всё это случалось в порядке вещей, и многие отцы и матери дома помалкивали и только горестно качали головой и вздыхали».

Хотя и учителям – шкрабам – приходилось не слаще.
Но раз дети борцы, шкрабы пусть терпят.

«Отважными застрельщиками выступает большой отряд неизвестных дотоле революционных юношей, девушек и подростков. Они напористы и умны. Путём полного высказывания мнений, полного разоблачения и… критики и широких дискуссий они провели решительное наступление на открытых и скрытых представителей буржуазии».

Нет, «это другое».
Это товарищ Мао о хунвейбинах.

Тоже весёлые были ребята.
Tags: Мао Цзедун, взрослые и дети, воспитание, скауты, советская история
Subscribe

  • УЛЕТАЙ НА КРЫЛЬЯХ ВЕТРА

    Да, эти слова совсем из другой оперы. Но про такие воздушные создания никак иначе и не скажешь. Вообще-то женщины могут быть какими угодно –…

  • ФОТОГРАФИЯ VS КАРТИНКА

    Фотография великое и долгожданное изобретение. Великое в самых разных отношениях. Даже в том, что она позволила человечеству трезво посмотреть на…

  • УКОЛ ШПИЛЬКОЙ

    Я не принадлежу к тем романтическим натурам, которые жалеют, что не родились в стародавние времена, когда можно было красоваться в пышных нарядах.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • УЛЕТАЙ НА КРЫЛЬЯХ ВЕТРА

    Да, эти слова совсем из другой оперы. Но про такие воздушные создания никак иначе и не скажешь. Вообще-то женщины могут быть какими угодно –…

  • ФОТОГРАФИЯ VS КАРТИНКА

    Фотография великое и долгожданное изобретение. Великое в самых разных отношениях. Даже в том, что она позволила человечеству трезво посмотреть на…

  • УКОЛ ШПИЛЬКОЙ

    Я не принадлежу к тем романтическим натурам, которые жалеют, что не родились в стародавние времена, когда можно было красоваться в пышных нарядах.…