cambria_1919 (cambria_1919) wrote,
cambria_1919
cambria_1919

Category:

ОНИ И МЫ. КОТ+ПЁС

Будь их воля, они никогда бы друг с другом дела не имели.

Однако вмешался человек – и пришлось познакомиться.
Да ещё и жить вместе, в одном доме.

Не всегда ладно у них это получалось.
Даже поговорка есть «жить как кошка с собакой».
Хотя до драки доходит не всегда: случается и дружба, и вооружённый нейтралитет.

Человек же с интересом за всем этим наблюдает.
Давно наблюдает, не одно столетие.

Вот это не картинка из современной детской книжки, а фрагмент миниатюры из манускрипта XV века:



Рисунок легко датируется, поскольку «в кадр» попала нога щёголя в модном остроносом башмаке-пулене.

Раз готика любила всё удлинённое, узкое и стрельчатое, обувь тоже носили вот с такими длинными носами-"клювами".
Заострённый носок башмака был минимум в два раза длиннее самой ступни (бывало и до 60 см, но такой шик позволялся лишь принцам).
Чтобы носок не болтался из стороны в сторону, его туго набивали конским волосом, паклей и даже ставили внутрь пластинку китового уса, а кончик соединяли серебряной цепочкой с отворотом башмака или с коленом.
Ещё и бубенчик вешали.
Красота!

В такой обуви было неудобно не только ходить, но и преклонять колени в церкви.
За что в Ватикане называли эти башмаки когтями Сатаны.
И даже пытались проклясть, потому что якобы именно эти дьявольские туфли накликали на Европу чуму.

Но модники вечно найдут приключений на свою голову.
Чего не скажешь о симпатичных домашних животных, которые в этом готическом доме вполне миролюбивы и довольны жизнью.
Хотя котик на всякий случай укрылся под лавкой.

В следующем, XVI столетии, каждый уважающий себя состоятельный человек уже стремился обзавестись своим портретом.
В назидание потомкам!

Эта немецкая дама позировала художнику с обоими домашними любимцами – котом и собакой:



Живописец увлечённо поработал с необычной натурой: животные у него ведут себя на редкость естественно и  игриво.
А кот не похож на тех условных уродов, которые так часто получались у менее внимательных мастеров.
Дородная хозяйка ласково обнимает своих питомцев.

Ещё одна идиллия.
Кардинал, гуманист и меценат Альбрехт Бранденбургский в виде св. Иеронима:



Великий Кранах-старший поместил знаменитого святого (а заодно и своего покровителя-кардинала, который играет роль Иеронима) в просторную комфортабельную келью.
Она со всеми тогдашними удобствами и разумными приятностями – от сверкающего рукомойника в нише стены до большого блюда, полного аппетитных фруктов.

Как аскет, укрощавший своей добротой даже зверей, св. Иероним часто изображался в сопровождении льва.
Некогда святой подвижник вылечил раненого зверя.
Тот в благодарность приступил к честному труду по охране монастыря и переноске тяжестей.

Фантазия художников не знает пределов, так что в компанию ко льву св. Иеронима стали добавлять и других животных – то бобра, то зайца, то белку, то оленя.
То всех разом.
Разумеется, и разных птичек божьих.

В нашем варианте при трудах по переводу Библии на латынь (это основная заслуга св. Иеронима) присутствует пара фазанов с выводком и пара перепёлок.
А ещё верный пёс, который преданно любуется хозяином.

Задумчиво бродит по келье и лев.

Тогдашние художники живьём львов не видели - только на картинках - и не имели никакого представления об истинных размерах царя зверей.
Потому этого супер-карликового льва мы смело можем считать котиком.
Несмотря на вполне звериный взгляд.

Из тишины кельи (хотя птички наверняка пищат беспрестанно) перенесёмся на инфернальную итальянскую кухню художника Винченцо Кампи:



Кухня кишмя кишит народом.
Здесь в антисанитарной обстановке одновременно готовится множество блюд для барского стола.

Стол этот уже сервируется в увитой зеленью беседке и выглядит очень прилично.
В отличие от кухни.
Где на первом плане кот и пёс повздорили из-за потрохов.
Крупный агрессивный кот явно одерживает верх!

Думаю, в этом бедламе и собаке перепадёт угощение. Пригожая кухарка, потрошащая птицу, явно любительница животных.

Теперь пусть снова станет тихо.

Как мне нравится этот скромный интерьер «малого голландца» Сэмюэла Дирка ванн Хогстратена!



Здесь вообще ничего не происходит.
Пустой коридор – и всё. Такой вот сюжет.
Просто блестит пол.
Качается клетка с попугаем.
На ступеньках лежит оброненная кем-то бумажка.
За перегородкой тихо беседует пара, которую не разглядеть.
Тихо льётся летний свет из открытой двери.

С улицы прибежала кошка и смотрит вопросительно на собаку (явно их отношения не так уж просты).
А собака вопросительно смотрит на гостя.
На нас.

И всё.
Мгновение покоя и тихого счастья, которое таки бывает на свете.

Напоследок записная кошатница Маргерит Жерар и её умильная картина.

Две девицы (одна с чрезмерным декольте) бросили домашние дела и забавляются с кошкой самым дурацким образом:



Животные явно привыкли к таким замашкам хозяек и настроены мирно.
Терпят.

А зря.
Tags: Альбрехт Бранденбургский, живопись, животные и люди, коты, мастерство художника
Subscribe

  • ОНИ И МЫ. ПОРТРЕТ КОТА

    Художники старых времён почему-то не всегда справлялись с изображением котов. Часто домашний любимец выглядит на картинах странно, даже если скромно…

  • ОНИ И МЫ. ПОСМОТРИ В ГЛАЗА

    Страшные, косоглазые и зверского вида котики, которые попадаются на картинах старых мастеров, у меня уже были. Главное, мастера-то всё хорошие! А вот…

  • ОНИ И МЫ. ТРИ КОТА

    На старинных портретах, которые обычно писали всерьёз, для фамильных галерей и на память потомкам, домашние любимцы попадаются куда чаще, чем на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • ОНИ И МЫ. ПОРТРЕТ КОТА

    Художники старых времён почему-то не всегда справлялись с изображением котов. Часто домашний любимец выглядит на картинах странно, даже если скромно…

  • ОНИ И МЫ. ПОСМОТРИ В ГЛАЗА

    Страшные, косоглазые и зверского вида котики, которые попадаются на картинах старых мастеров, у меня уже были. Главное, мастера-то всё хорошие! А вот…

  • ОНИ И МЫ. ТРИ КОТА

    На старинных портретах, которые обычно писали всерьёз, для фамильных галерей и на память потомкам, домашние любимцы попадаются куда чаще, чем на…