cambria_1919 (cambria_1919) wrote,
cambria_1919
cambria_1919

Category:

ДОРОГИ. БЕЗ ДУРАКОВ

Нет, никто из классиков ничего не говорил про дураков и дороги.

Но кто-то таки придумал эту фразу не так давно, и стали приписывать её буквально всем – от Радищева до Задорнова.
Некоторые ограничиваются бойким «всем известно, что у России две беды»…
И дальше шпарят про асфальт, парковки и священные права велосипедистов.

А между тем дорога – самый поэтичный мотив русского пейзажа.

Даже дорога плохая, с разъезженными колеями и бездонными лужами.

Вернее, только такая.

Нет, в самом деле! Ничего прекраснее в русской живописи и не найти.

Вот хотя бы такая дивная вещь, как раз по недавнему сезону.
Фёдор Васильев, «Оттепель»:



Томительная прелесть мрачного сырого дня.


Но выглянет солнце, всё засияет – и тогда дорога приведёт к тёплому дому.

Эту вещь знают  все.
Даже в школе наверняка сочинение по такой картинке писали.
Она от этого не стала хуже.
Исаак Левитан, «Март» (всё-таки самое лучшее про март!):



Теперь дорога Алексея Саврасова.

«Просёлок».
Снова разбитые колеи и вечное небо.
И снова красота неизъяснимая.



Всё, что так любил Гоголь!
Пусть и был он дромоманом, пусть имел странную склонность лечить мятущуюся душу малокомфортными путешествиями.
Они совсем не казались ему докучными и тоскливыми.
Напротив!

«Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выносила и спасала!»

Причём чем дорога труднее и дальше, тем лучше.
Мечтал так:
«Мне бы дорога теперь, да дорога в дождь, в слякоть, через леса, через степи, на край света!»

Такого добра у нас хоть отбавляй.
Вот почти фантасмагорическая, но вполне реальная слякоть южанина Архипа Куинджи:




А мой самый любимый дождь вот этот, в дубовом лесу (о, запах мокрой дубравы!)
И снова тут дорога, и снова лужи, и снова чудесно:



Это великий Шишкин.

Его репутацию основательно испортило то, что когда-то всюду, вплоть до конфетных фантиков, маячила его картина «Утро в сосновом лесу».
Эта дурацкая куча медведей.

А добили его славу уже советские художники и искусствоведы, которых долго не подпускали к импрессионистам и постимпрессионистам.
Зато когда подпустили, они на радостях презрительно окрестили шишкинскую живопись «фотографией» и отказали мастеру уже во всяком эстетизме.
Объявили туповатым копиистом природы.

Посмотрим.
Вот самая знаменитая его дорога:



Иван Шишкин часто находит такой неотразимый мотив, такой мощный образ, что изображённое им незабываемо и действует почти гипнотически.

Иногда преследует и завораживает, как эта «Рожь» (знаю прямо клинический случай одержимости этой картиной  – что там «Крик» Мунка, когда эта дорога властно уводит, а горизонт недостижим).

Дорога во ржи и самого Шишкина зачаровала надолго.
Писал это снова и снова.
Ещё одна его "Рожь".
Ничего особенного: грязная дорога и поля.

Но тут и экзальтация Гоголя кстати и внятна:
«И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине моей; неестественной властью осветились мои очи: у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!»



Ещё одна дорога Шишкина во ржи.
Умиротворённая.
Задумчивая:



И подмосковная, под радостным летним солнцем:



Все эти дороги ещё и потому так чудесны, что проложены и наезжены, но не тесны.
Не забиты.
На сто вёрст вокруг тишина.
Только бредёт где-то вдали одинокий странник.

Простор!
Воля.

Даже «Владимирка» Левитана – путь «хождения по мукам» - пустынна и невообразимо широка:



Пустынна и дорога Левитана к тихому блаженству.
Только она укромна и узка, через зыбкий мостик:




Ещё одна дорога Ивана Шишкина.
Ещё один портрет России: бесконечная горизонталь и дорога.
Безмерное пространство и одинокий путник.



Как здесь хорошо. Как я это люблю.

Иди вперёд.
Иди не спеша.
Дыши полной грудью.
Смотри.





Tags: Николай Гоголь, дорога, классика, любимое, пейзаж, русская живопись
Subscribe

  • ПАЛЯЩЕЕ СОЛНЦЕ. ИЮНЬ 1941 ГОДА

    Каждый год к 22 июня воспроизвожу эти страницы из дневника нобелиата Ивана Бунина. Как это было. Для непричастных и не сочувствующих было, для…

  • НЕСМЕНЯЕМОСТЬ

    Как и культ личности, несменяемость правителей придумали в допотопные времена. Никто и не скажет, где и когда именно. Но прижилось. Особенно среди…

  • САМАЯ КРАСИВАЯ ФИГУРА МУЖЧИНЫ

    Посмотрим же на эту фигуру. Есть два портрета Льва Толстого, оба писал Иван Крамской летом 1873 года. Один знаменитый – из Третьяковки. Он…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments

  • ПАЛЯЩЕЕ СОЛНЦЕ. ИЮНЬ 1941 ГОДА

    Каждый год к 22 июня воспроизвожу эти страницы из дневника нобелиата Ивана Бунина. Как это было. Для непричастных и не сочувствующих было, для…

  • НЕСМЕНЯЕМОСТЬ

    Как и культ личности, несменяемость правителей придумали в допотопные времена. Никто и не скажет, где и когда именно. Но прижилось. Особенно среди…

  • САМАЯ КРАСИВАЯ ФИГУРА МУЖЧИНЫ

    Посмотрим же на эту фигуру. Есть два портрета Льва Толстого, оба писал Иван Крамской летом 1873 года. Один знаменитый – из Третьяковки. Он…