cambria_1919 (cambria_1919) wrote,
cambria_1919
cambria_1919

Category:

ОНИ И МЫ. НЕ АНГЕЛЫ!



Хотя есть множество умилительных картин всех времён, где хозяева нежно обнимают любимых котиков, бывают и иные картины.
Тоже могут умилить.
Но коты на них показывают тёмную сторону своей натуры.
Всё верно: и на солнце есть пятна, розы имеют шипы, а котики порой совешают неблаговидные поступки.

Вот этот котик, ворующий колбасу, всегда меня впечатлял.
Ведь совершает он свой проступок в изящной обстановке, среди примет интеллектуального труда.

Здесь и астрономический глобус, и некие схемы небесных сфер, и очки-монокль на гвоздике.
А кот безобразничает на столе!

Нападение котов на съестные запасы вседа чрезвычайно забавляло (хотя и злило) людей.
Особенно в XVII веке, когда в недрах голландских и фламандских натюрмортов непременно таился усатый-плосатый воришка.

Нидерландка Клара Петерс (1594-1657) писала замечательные "завтраки" и "лавки".
С тонким мастерством писала - и с чисто женской наблюдательностью.

Вот какой тут интересный керамический дуршлаг на ножках для приготовления морепродуктов:



Но в царство морских деликатесов проник суровый кот и сцапал  рыбину.
Злобная полосатая морда никому не оставляет надежды эту рыбину отнять и вернуть людям.
Хищник!

Современник гораздо менее талантливый, чем Клара, разыграл подобный сюжет на мясной полке.
Здесь кот вцепился в битую птицу:



Боже, кого только не ели европейцы (и не одни коты)!
Щеглов, снегирей, даже воробьёв.

Кот как враг и пожиратель птиц вообще часто фигурирует на старинных картинах.

Вот во время сентиментальной прогулки хозяек кот добрался до птичьей летки.
Он её перевернул, что-то разбил и удаляется с канарейкой в зубах:




Великий Гойя написал портрет маленького испанского аристократа в окружении его живых игрушек.

Ручная сорока на верёвочке беспечно скачет, птички щебечут в клетке.
Но тройка котов взирает на возможную добычу с каким-то дьявольским пристальным вниманием.
Круглые глаза хищно сияют в полутьме:




Несколько слащавой сценке харрасмента на кухне (кисти Франсуа Буше) аккомпанирует аппетитный хруст очередной птички в зубах очередного ловкого кота.

Это ещё и аллегория: девица, не будь, как та птичка - берегись бархатных лап и сладких слов соблазнителя:




Другой кот неведомого мне автора (того, что изобразил кражу колбасы на заглавной картинке), пока мирно восседает на столе.
Но его взгляд из-за корзинки с земляникой не сулит попугаю ничего хорошего:



Коты-обжоры извечные любимцы детей и художников.

Кормление кота настоящее удовольствие вот для этого расфуфыренного голландского мальчика.
Он вынимает из увесистой мышеловки жертву, а кот алчно ждёт угощения:




Весельчак Ян Стен (1626-1657) славился многофигурными композициями, изображающими пьянки.

На это безобразия от взирал с симпатией, слегка смешанной с назидательностью.

Вот его очередное упившееся семейство.
Пока мать дремлет с трубкой в руке, а какая-то парочка милуется в беседке, девица пытается опоить вином попугая.
Сыр и хлеб валяются на полу.
Мальчик осыпает свинью розами.

А другие дети в это время скармливают начинку мясного пирога кошке:




Дети получают от процесса истинное удовольствие.
О кошке и говорит нечего.
Вот этот умильный фрагмент без всякой пьяни:




На знаменитом рекламном плакате Стейнлена "Пейте натуральное стерилизованное молоко с берегов Венжанны" (1894 г.) коты настоятельно требуют от малышки поделиться с ними:



Теофиль-Александр Стейнлен (1859 - 1923) вообще был страстным кошатником.
Кошек рисовал много и хорошо.
Даже название знаменитого парижского кабаре "Чёрный кот" - Ша-Нуар - было придумано вместе с его кошачьим плакатом и сразу стало символом эпохи; собственный же его дом назывался Кошачий коттедж.

Потому даже самые настырные кошки у него очень милы.
Вот как эти, снова пристающие к ребёнку и с воплями требующие молока:




А этот кот с другого рекламного плаката влез на стол и покушается на шоколад, который девочке приходится оборонять:



Так что кошки помимо милоты полны и вполне эгоистической  энергии.

Вот почему неизвестный художник, создавая серию аллегорических картин "Шесть органов чувств", решил ввести в "Осязание" кошку.
Хотя терзать слух кошки тоже умеют.

Итак, что это живописец хотел сказать? Что приятно обнимать и осязать любимую.
Приятно коснуться шелковистой кошачьей шёрстки.
Однако ответ может прилететь незамедлительно:



И вот уже кавалер зализывает болезненные царапины.
А не лезь!
Tags: Александр-Теофиль Стейнлен, аллегория, живопись, кошки, кража, похищение колбасы
Subscribe

  • ДОЖДЬ СТУЧИТ ПО ЧЁРНОМУ ЗОНТИКУ

    Любите ли вы дождь так, как люблю его я? Этот шум и и шорох, этот смутный горизонт, этот меланхолический аромат? Эти блики и блёстки, эти…

  • КУПАЛЬНЫЙ КОСТЮМ №1

    Да, это именно тот костюм, в котором на картинке детишки. Тот, в котором мама родила. Или – иными словами – тот минималистичный…

  • ХРИЗАНТЕЛЬКА

    Колоритная фигура, правда? Буржуа начала ХХ века. Картинный. Как из пьесы Максима Горького. Горький вообще-то репутационный неудачник. Не дали,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments

  • ДОЖДЬ СТУЧИТ ПО ЧЁРНОМУ ЗОНТИКУ

    Любите ли вы дождь так, как люблю его я? Этот шум и и шорох, этот смутный горизонт, этот меланхолический аромат? Эти блики и блёстки, эти…

  • КУПАЛЬНЫЙ КОСТЮМ №1

    Да, это именно тот костюм, в котором на картинке детишки. Тот, в котором мама родила. Или – иными словами – тот минималистичный…

  • ХРИЗАНТЕЛЬКА

    Колоритная фигура, правда? Буржуа начала ХХ века. Картинный. Как из пьесы Максима Горького. Горький вообще-то репутационный неудачник. Не дали,…