cambria_1919 (cambria_1919) wrote,
cambria_1919
cambria_1919

Categories:

ГЕРОЙ. НЕ МОЕГО РОМАНА



Женщины массово занялись писательством не так давно - и мужчин в этом деле пока не догнали.
Во многом. Не только в количестве томов.

Вот писатели создали массу разнообразных и убедительных женских персонажей, а у писательниц с героями-мужчинами не так всё хорошо.

Это не значит, что женщины о мужчинах не пишут.
Ещё как пишут!


Но кто из героев, рождённых женским воображением и написанных женским пером, может сравниться с Анной Карениной?
С Эммой Бовари или Джульеттой, которых мужчины придумали?
Или с леди Макбет?
Или с Коробочкой?

Даже та женская проза, что уже признана классикой и обретается в школьной программе, являет нам героев довольно расплывчатых и однообразных (героини, правда, на высоте!)

Особенно главные герои оказываются почему-то одного типа.
В основном это состоятельные, хорошо сложённые, привлекательной наружности господа.
Волевые, харизматичные, всегда несколько деспотичные и вздорные - но с глубокой тоской по той, единственной.
У них отбою нет от ослепительных красавиц, но выбирают они девушку удовлетворительной наружности и средних способностей, зато с самостоятельным твёрным характером.
Разумеется, это главная героиня.

Даже наружность этих призовых кавалеров вообразить трудно.

В старину как-то не заморачивались с портретами персонажей.
И вообще женщины куда более сдержаны в описании мужских прелестей, нежели мужчины в описании прелестей женских.

Вот любимец девушек мистер Дарси из «Гордости и предубеждения» Джейн Остин.
Он «… привлёк внимание всего зала своей статной фигурой, правильными чертами лица и аристократической внешностью. Через пять минут… стало известно, что  он владелец имения, приносящего десять тысяч годового дохода».

«Чего ж вам боле»?
Хватит и этих несомненных достоинств.

Кстати, размер годового дохода мы узнаём про каждого из мужских персонажей, которые могут стать по сюжету женихами.
Важная же штука!

А вот что такое аристократическая внешность?
Что-то вроде этого (портрет как раз 1813 года, когда написан роман):




Или, быть может, лучше так:



Яркий талант мисс Джейн Остин не позволяет оставить мистера Дарси этаким фанерным силуэтом из матримониального тира.
Она утепляет его образ необъяснимым предубеждением (которое в названии).
Оно и  мешает статному  богачу на первых же страницах книжки соединиться с умеренно замечательной Элизабет.
Приходится ждать финала.

Авторы экранизации романа (той, что с Кирой Найтли) для придания стоеросовому герою живости и эротизма даже стащили с него - вопреки всем приличиям – и сюртук, и жилет.
Оставили только штаны и рубашку. Да ещё и полили всё это из дождевальной установки.
В таком невозможном для 1813 года, но эффектном виде он и объяснялся с Кирой.
Получилось очень волнующе.

Кто ещё у нас герой классической женской прозы?

По недавним опросам самым лучшим и привлекательным литературным мужчиной современные англичанки считают мистера Рочестера из «Джей Эйр» Шарлотты Бронте.

Это тоже довольно крутой и деспотичный (т.е. загадочно-притягательный) тип, у которого глубоко в душе спрятано повидло нежности.

Что-то не нашла его описания, чтобы сюда вставить (дьявольщина, надо платить за прочтение этой главы в Сети!)
Но помню, что он не был настолько красив лицом, как мистер Дарси (но ведь и Джейн Эйр некрасивее Элизабет).
Какой-то шрам у него имелся на видном месте – кто-то помнит, где именно?

Однако фигура у него отличная.

Вообще в романе, написанном женщиной, у героя, в которого влюблена героиня, не может быть неважного телосложения.
Или недостаточного роста.
Или лишнего веса.
Или дефектов осанки.
Лицом джентльмен может и не вполне выйти, а вот отменную фигуру иметь обязан.
Всегда!

Примерно таков мистер Рочестер?
Как в романе – гуляет на природе в плохую погоду, потому в шубейке:



Осталось только мысленно дополнть этот портрет шрамом и ещё более угрюмой миной.

В ХХ веке женщины осмелели.
Они  даже стали позволять себе описание мужской красоты.

Вот знаменитый герой – снова деспотичный, опасный и эротичный. А какой же ещё!

Он будет поярче английских женихов, хотя не отличается их изысканными манерами.
Ретт Батлер, «Унесённые ветром» Маргарет Митчелл.

Разумеется – как и положено – в первую очередь упоминается его прекрасная фигура.

Пришли новые времена: уточняется, что герой атлетически сложён и мускулист.
Даже вызывающе мускулист.
Это дань вкусам ХХ века, познавшего атлетизм и эстетический эффект силовых тренировок.
В 1860-е годы, когда разворачивается действие романа, господа не качали бицепсы поднятием тяжестей.
Таскать поклажу дело плебса!
Зато они были умелыми всадниками и фехтовальщиками.

А вот поближе к 1930-м ("Унесённые ветром" опубликованы в 1936-м) идеальный мужской торс уже вон какой:




Где подобным образом накачался Ретт Батлер, неизвестно.
Однако прекрасная Скарлетт (наконец-то героиня безусловно хороша собой!) «… ни у кого не видела таких широких плеч, такой мускулистой фигуры».

Плюс у героя ослепительно белозубая хищная улыбка «под тёмной ниточкой усов».
А ещё «высокий лоб, тонкий орлиный нос над крупным ярким ртом, широко расставленные глаза».
Мне что-то вот такое рисуется:




Или надо, как в было в кино? Всем известная физиономия:




Конечно, Кларк Гейбл на вид не столько хищный и атлетичный, сколько хлыщеватый.
Но таковы уж были вкусы времени – 1930-х годов ХХ века.

«Ниточка усов»  ведь оттуда же.
Такие усы вместо роскошно закрученных появились лишь в период войн начала ХХ века.
И особенно в Первую мировую, когда пышные бороды и усы стали мешать надеть противогаз.

А вот в годы Гражданской войны США носили совсем не кларк-гейбловские усики-карандашики, а полные пышные усы (это портрет реального героя той войны):




А ещё чаще мужские лица украшали не только усы, но и бороды разных фасонов.
Вот так украшали, например:




Или вот как мило - усы с подусниками, переходящими в две автономные щёчные бородки:




Тут отдельно причёска, отдельно бакенбарды, отдельно усики - всё в разном стиле и фактуре. Это несколько более поздняя причуда, ок. 1880:




Обходились и без всякой растительности на лице.
Льюис Пауэлл, южанин-заговорщик, позже казнённый за попытку покушения на госсекретаря Сьюарда:



Это он в тюрьме, потому в наручниках и раздет до исподнего.
Можно подумать, что этот портрет сделан 100 лет спустя, в 1960-е, правда?
Этакий битник-бунтарь.

Напоследок ещё один словесный портрет красавца-мужчины.

Тут не большая литература и не литература вовсе.
Да и какая светская литература в России в 1728 году, при дворе Анны Иоанновны!

Это просто письмо одной страшно безграмотной девушки другой страшно безграмотной девушке.
Зато обе были большими ценительницами мужской красоты.
И в отличие от викторианских писательниц они не стеснялись восхищаться подробностями.

Письмо фрейлины Анны Иоанновны и любимой подруги будущей императрице Елизаветы Мавры Шепелевой.
Обеим тогда было лет по 20.

Мавра пишет  Елизавете Петровне из города Киля, где повстречала сразившего её красавца (сохранена орфография подлинника):

«Матушка царевна, как принц Орьдов хорош!
Истинно я не думала, чтоб он так хорош был, как мы видим: ростом так велик, как Бутурлин, и так тонок, глаза такие, как у вас цветом, и так велики, ресницы чёрния, брови темнорусия, волосы такие, как у Семиона Кириловича, бел не много почерняя покойника Бишова, а румянец алой всегда на щеках».

«Алой» румянец в галантную эпоху был неизменным признаком как женской, так и мужской красоты.
Не позаботилась о розовощёкости природа – всегда под рукой были румяна.

Зато стройность и мускулистость не были синонимами.
Вот идеальное сложение стройного красавца рококо.
Небольшой животик был обязателен:




Чем дальше углубляется Мавра в описание красот принца, тем больше делает ошибок и тем больше заплетается её язык (правда,  её подруга и адресат Елизавета вообще ни писать, ни читать не любила).

Красот ещё много набирается:
«Зубы белши и хараши, губи всегда али  и хороши, речь и смех, как у покойника Бишова (и кто же это такой? – С.), асанка (осанка – С.)походит на осудареву асанку, ноги тонки, потому что молат (молод; вот даже и переводить приходится – С.), 19 лет, воласи свои носит, и волоси по паес (пояс – С.), руки паходят  на Бутурлини…»

Волосы по пояс!
Несмотря на убеждение людей нашего времени, что в XVIII веке все поголовно ходили в париках, это не так.

Женщины парики надевали очень редко и в почтенном возрасте.
Ведь молодые дамы носили такие причёски, что в виде парика они на голове ни за что бы не удержались.

Молодые мужчины также щеголяли в собственных волосах, а мужская коса до пояса была предметом гордости.
Вот юноша-красавец тех времён, в своих волосах и с минимум пудры на них:



Только незбежная плешь вынуждала светского щёголя денно и нощно париться в парике.

В общем, простодушная Мавра отлично нам показала, что на самом деле девушек в мужчинах интересует не только душевная красота и загадочный нрав.
Они всё замечают и ничего не пропускают.

Пока не влюбятся.
Или не возьмутся писать роман.

Tags: Джейн Остин, Маргарет Митчелл, Шарлотта Бронте, герой романа, женская проза, история стиля, мужская мода, мужчины и женщины
Subscribe

  • ИЗ ВТОРОГО РЯДА?

    Вот почему одни писатели считаются талантами первой величины, а другие – второго эшелона? Не зря же это. Наверное, потому что у гениев нет…

  • ВЕСЕННИЙ ВЕТЕР ЗА ДВЕРЬМИ

    Вот и весна наконец. И солнце светит иначе! По этому поводу есть очень старое стихотворение о городской весне. Довольно длинное. Саша Чёрный, 1909…

  • КОЕ-ЧТО КРАСИВОЕ

    Кажется, выдающийся круп Ким Кардашьян поднадоел и постепенно выходит из моды, увлекая за собой фальшивые груди-мячи и фальшивые же губы-сардельки.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

  • ИЗ ВТОРОГО РЯДА?

    Вот почему одни писатели считаются талантами первой величины, а другие – второго эшелона? Не зря же это. Наверное, потому что у гениев нет…

  • ВЕСЕННИЙ ВЕТЕР ЗА ДВЕРЬМИ

    Вот и весна наконец. И солнце светит иначе! По этому поводу есть очень старое стихотворение о городской весне. Довольно длинное. Саша Чёрный, 1909…

  • КОЕ-ЧТО КРАСИВОЕ

    Кажется, выдающийся круп Ким Кардашьян поднадоел и постепенно выходит из моды, увлекая за собой фальшивые груди-мячи и фальшивые же губы-сардельки.…