cambria_1919 (cambria_1919) wrote,
cambria_1919
cambria_1919

Categories:

ОН УЛЕТЕЛ

Люди любят пугаться. Знают в этом толк.
Почему бы и не пощекотать себе нервы?

К тому же Зло реально существует. И оно неискоренимо.
Но вот какое оно? Как выглядит?

Всегда просто сражает меня эта картинка:



Сам Дьявол тут перед нами.

Беседует о толковании Священного писания и прочем с вполне приличным человеком, св. Вольфгангом.
Редкие прохожие вяло наблюдают эту заурядную сцену.


Великий и ужасный прародитель Зла, оказывается, создание среднего роста.
Он худощавого, но вполне спортивного сложения, со своеобразно оформленным задним проходом.

Этот зад легко наблюдать, потому Дьявол одеждой пренебрегает – адский огонь греет его изнутри в прохладные дни.
А уж стыда и совести ему и вовсе не положено.
Физиономия у него деловая, взгляд внимательный, вдумчивый.

Страшно?
Да как-то не очень.

Но люди Сатаны очень боялись. Ведь именно он отнял у них бессмертие!

Великого Гоголя мать в детстве настолько запугала чертями (с педагогической целью, разумеется), что он страшился их всю жизнь.
Хотя, описывая  это, нудный Мережковский и перебарщивал, как всякий человек без чувства юмора.

Любопытно, что внешне Гоголь представлял Чёрта именно таким, как на этой картине со св. Вольфгангом (работа художника из Тироля Михаэля Пахера, 1480-е).

«Ночь перед Рождеством» открывается очень похожим - и очень подробным - портретом чёрта:

«Спереди совершенный немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком».

Так ведь и есть!

И фигура тоже точно такая же: «… ноги были так тонки, что если бы такие имел  яресковский голова, то он переломал бы их на первом казачке».

Ничего мистически кошмарного и грандиозного:
«… только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а чёрт».

Любопытно, что именно такой чёрт - не поражающий жутким видом и вполне человеческих размеров  - фигурировал на средневековых европейских картинах и на книжных миниатюрах.

Вот чёрт в симпатичных трусиках и с бесшабашной улыбкой.
Он из Библии  Дьявола, хранящейся в Праге:




Здесь, как я понимаю, стройный и хрупкий чёрт безуспешно искушает Христа.
У него вместо копыт куриные лапы (вот не зря же избушка Бабы Яги на курьих ножках!):




Здесь снова идут богословские прения.
Такой крупный и невозмутимый монах явно переспорит щуплого скромного чёрта с носом картошкой:




А тут по-настоящему душераздирающая сцена.
Наконец-то!
Черти коварно похищают младенцев прямо из колыбелей, пока женщины заняты разговорами и хозяйственными делами.
"Не болтай!"
Ведь черти не дремлют:




Вот сцена в аду, где работают черти более крепкого телосложения.
Труд тут физический, а не диспуты на религиозные темы.
Нужна мощь и увесистость.

У этих молодцов тоже носы картошкой:




Картины ада, надо признаться, умели изображать пугающие.

Не так чёрт страшен, как его малюют (и в самом деле не особо страшен; оказывается, верна поговорка!)
Ужасны вечные муки несчастных грешных душ:




В стройной и справедливой картине мира в лазурных небесах на радуге восседает Спаситель.
Рядом ангелы и праведники.

Диавол на курьих ножках в самом низу, но тоже не унывает.
Он позирует  в танцевальной позе.
Его сопровождают двое довольно комичных и неунывающих приспешников:




В православной иконографии Сатана часто - приличия ради - облачён в просторные одежды.
Они скрывают хвост, морду вместо живота и прочие причуды.
Но копыта таки видны:




В эпоху романтизма Сатана – падший ангел – из чудища делается могучим трагическим героем.
И, к сожалению, теряет так разнообразившие его облик занятные детали.
Вроде птичьих лап или задницы с глазами.

Теперь это атлетически развитый красавец-мужчина с правильными чертами нехорошего лица.
Он ужасен, но не потому, что с хвостом (Сатана Уильяма Блейка):




Из всех животных довесков, какими снабжали его в старину, Сатана Нового времени сохранил разве что крошечные рожки, совершенно незаметные в густых кудрях.
Да крылья.

Крылья – даже крылья нетопыря – выглядят очень красиво.
Потому их теперь изображают огромными и мощными.
Не то что жалкие крылышки средневековых чертей!

Гюстав Доре, иллюстрация к поэме Мильтона «Потерянный рай»:




Там вдали, в густой тени  райского сада, видны счастливые,  не ведающие греха Адам и Ева.
С таким же прекрасным телосложеним, как у Сатаны. Очевидно, Создатель, по  убеждению Доре, работал по одному лекалу.

Сотворил Всевышний и драпировки для бёдер, которые пока доступны лишь ангелам.
Мятежный Сатана собирается сбить первых людей с пути истинного.

А вот этого прекрасного чёрта знают у нас все:



Не похож он ни на немца, ни на губернского стряпчего:

Страданий мрачная семья
В чертах недвижимых таилась;
По следу крыл его тащилась
Багровой молнии струя.

Этот печальный страдалец был, наверное, последним ярким воплощением прародителя Зла.

ХХ век уже не боялся чертей.
Ведь явились угрозы пострашнее рогов и копыт.
Адское пекло в недрах земли тоже больше не пугало.
Ведь оно не грозит тем, кто плохо себя ведёт.
А землетрясения и вулканы не разбирают правых и виноватых.

Что до всемогущего Сатаны /Демона - в своём последнем российском перерождении он был всего лишь неудачливым кавказским влюблённым (что совсем снизило его статус).

Зато художником Врубелем он должен бы быть доволен.

Вместо тощего типчика с хвостом – прекрасный грустный титан. Слеза на щеке.

Таким он и покинул мир:

И медленно взмахнув крылами,
В эфире неба потонул.
Tags: Михаил Врубель, Николай Гоголь, Сатана, ни о чём, рога и копыта, ужасное
Subscribe

  • СЧАСТЛИВЫЙ БРАК

    Есть старое советское кино, немое - "Обломок империи" (1929, режиссёр Ф. Эрмлер). Один из самых поразительных по силе формы и смелости замысла…

  • ЦУК дедовщина аристократов

    Это было, наверное, всегда. Не только в России. Приходилось читать, что эту штуку породил совок. Враньё. Он породил только новое название.…

  • КУРИНЫЙ САЛАТ И КУРИНЫЙ ПОМЁТ

    Линдон Джонсон, 36-й президент США (стал им - как вице-президент - после убийства Кеннеди) как-то сказал: "Разница между положением сенатора и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • СЧАСТЛИВЫЙ БРАК

    Есть старое советское кино, немое - "Обломок империи" (1929, режиссёр Ф. Эрмлер). Один из самых поразительных по силе формы и смелости замысла…

  • ЦУК дедовщина аристократов

    Это было, наверное, всегда. Не только в России. Приходилось читать, что эту штуку породил совок. Враньё. Он породил только новое название.…

  • КУРИНЫЙ САЛАТ И КУРИНЫЙ ПОМЁТ

    Линдон Джонсон, 36-й президент США (стал им - как вице-президент - после убийства Кеннеди) как-то сказал: "Разница между положением сенатора и…