Однажды рекламой занялся великий поэт. Только один и однажды. Другие поэты его не поняли. Одни посчитали, что он попусту тратит свой талант на ерунду, другие - что просто зашибает деньги. Многие до сих пор не понимают - "и ты, Брут, продался большевикам".
Между тем тандем Маяковский/Родченко - группа "Реклама-конструктор" - работала в соответствии с собственными глубочайшими убеждениями. Всё было очень серьёзно! Искусство должно не изображать жизнь, а быть этой жизнью, её плотью , и если "улица корчится безъязыкая", язык ей надо дать. Язык не только для митингов, но и для любой мелочи бытия. Реклама даёт вещи имя. Так надо. Стих про вещь влезает в память - и ты уже мимо этой вещи не пройдёшь.
В 1925 году в Париже открылась Международная выставка декоративного искусства и художественной промышленности (название её сократили до АрДеко, отсюда и название стиля ар деко). Советский павильон произвёл фурор, наши получили гору наград (это отдельная история). В том числе Маяковский с Родченко - серебряную медаль за знаменитый плакат Резинотреста "Лучших сосок не было и не - готов сосать до старости лет". Знаменитый смешным стишком, потому что тиражировать, несмотря на международную награду, этот плакат в СССР не стали - слишком озорно звучит. Почти неприлично.
То, что реклама штука буржуазная, было всем ясно. Но штука мощная! Маяковский насмотрелся на гипнотическое влияние рекламы в зарубежных поездках.
Надо своё рекламировать так же круто! И ещё круче!
У футуристов, даже бывших, а ныне просто левых, всё должно быть абсолютно новым и не как у буржуев. Первым делом пришлось изгнать слащавость и натужные серьёзные увещевания, без которых реклама казалась немыслимой. Больше никаких восторженных домохозяек, напудренных дамочек и умильных семейств. А как без них, если надо продать, скажем, чай?
Можно сочинить частушку (самый ходовой тогдашний жанр):
Милый,
брось слова свои -
что мне
эти пения?
Мчи
в подарок мне чаи
Ч а е у п р а в л е н и я.
Можно иронично нагнать пафоса:
Присягну
пред целым миром:
гадок чай
у частных фирм.
Чудное явление-
Ч а е у п р а в л е н и е
Сразу видно -
чай что надо,
пахнет
дом
цветущим садом.
Можно и без садоводства, в холодной гамме:
Эскимос,
медведь
и стада оленьи
пьют
чаи
Ч а е у п р а в л е н и я.
До самого полюса
грейся
и пользуйся.
А к чаю что? Для рекламы продающегося до сих пор Чайного печенья сочинена типичная ситуация:
Зовёте вы или не зовёте,
прОсите или не прОсите,
но к вам обязательно
приходят гости.
Бросишься угощать,
а в доме ни крошки,
Хлеб высох,
масло поели кошки.
Что делать?..
Положение отчаянное...
Беги
покупай печенье Ч а й н о е.
Нескромная реклама для Мосполиграфа:
Я первый по успехам
и прилежности.
Я здесь покупаю
письменные принадлежности.
Всеохватное:
Всё, что требует
желудок,
тело
или ум, -
всё
человеку
предоставляет Г У М.
Продукция Резинотреста (сегодня подойдёт для компьютерных игр):
От игр этих
Стихают дети.
Без этих игр
Ребёнок - тигр.
Как не вспомнить прелести знаменитого Моссельпрома:
Печенье К р а с н ы й О к т я б р ь Моссельпрома
и вкусней и выгодней булки.
Киоски в двух шагах от любого дома
отделения в любом переулке.
Остановись,
уличное течение!
Помните:
в Моссельпроме лучшее печение.
Лучший бисквит!
замечательный на вкус,
прекрасный на вид.
Раз поешь этих макарон -
и ты
навсегда покорён.
Этого чуда
нет нигде, кроме
как в Моссельпроме.
Долой запивающихся до невязания лык,
но пей Трёхгорное пиво -
пей "Двойной золотой ярлык".
Далеко не ходите!
Во мгновение ока
здесь
купите
кофе Мокко.
Весело! А главное вот что:
Производительность
и зарплата
два близнеца-брата.
После Маяковского отечественное рекламное дело как-то свернулось, ужалось, забылось. Сделалось скучно. Надолго.
Сейчас рекламы много, есть и славная, есть отвратительная. Вместо стихов гвоздем в память потребителя вбиваются песенки. Авторы их неизвестны. Может быть, тоже знаменитые поэты? Только стесняются признаться: это я сочинил стишки про сироп от кашля.