EPISTULARUM

Ничего трудного: только жить согласно своей природе. Трудно это лишь по причине всеобщего безумия


Previous Entry Share Next Entry
ЯРЧЕ РОЗ век пламенеющих румян
cambria_1919
рококо+

С древности свежий румянец лица был знаком красоты и здоровья.
Столь же давно было замечено, что под рукой всегда имеются средства эту красоту усилить и подчеркнуть. В арсенал древней румянящей косметики входили ягоды, плоды и овощи (как тут не вспомнить свекольный румянец незабвенной Марфушечки-душечки из детского фильма "Морозко"!) и цветные глины.
Иногда румянами пользовались деликатно, иногда более откровенно. В XIX приличным считался естественный цвет лица, иногда смягчённый лишь тончайшим слоем пудры. Румяна - не для благородных дам. В ХХ веке яркой косметикой увлеклись основательно, но румяна были явно заметны на женских лицах лишь в 1930-е и 1980-е.

Однако была эпоха, когда случилось просто массовое помешательство на румянах.
Это XVIII век - век Рококо.
Причём рдеющие щёки красавиц тех времён символизировали не краску внезапно нахлынувших эмоций и не цветущее пейзанское здоровье, а вечную юность, которая скоротечна, и постоянную сексуальную возбуждённость, влекущую к амурным приключениям и опасным связям.

Охотно и демонстративно пользоваться косметикой - пудрой, румянами, мушками - дамы начали ещё во времена Короля-Солнце. Называют даже дату "пришествия румян" в Версаль - 1673 год. Поначалу румянились скромно. Постепенно увлечение нарастало, краски становились всё ярче, а мода на румянец всё безжалостней. Покрывать щёки румянами приличия обязали всех светских людей без различия пола и возраста. На старых портретах мы видим напудренных и декоративно краснощёких королей, герцогов и придворных.

Да, румяна ослепительно сияли именно на фоне сильно напудренных лиц и причёсок.
Никакой заботы о том, чтобы всё это выглядело натурально, не было.
Это подтверждает и Казанова, знаменитый герой-любовник эпохи:

" Никто не желает, чтобы румянец казался естественным. Румяна накладывают на лицо, дабы они радовали взор и обещали любовные безумства".

Для придания лицу соблазнительности не только густо румянили щёки, но и оттеняли ярко-алыми пятнами ямочки у губ, а у глаз и висков наносили тон более коричневый. Считалось, что это придаёт выразительность взгляду. Иногда такими румянами густо покрывали всё нижнее веко (аналог наших теней, но красноватого оттенка).

Каждая дама носила в карманах своей невероятно пышной юбки коробочки с румянами и другой косметикой, благоухающей розовым маслом. Для разного времени суток полагались разные оттенки красок: утром более холодные, светлые, розовые, а днём уже можно было смело применять густой цвет спелого граната.
Часто краситься приходилось на ходу, на публике. Граф де Вобан вспоминал: "Многие дамы без всякого стеснения подкрашивали свои прелестные щёчки, заставляя их вновь блистать румянцем".

Это в столице моды, роскошном и суетном Париже. А в России?
В России было то же самое!
Е.П.Янькова вспоминает свою молодость, пришедшуюся на 1780-е годы:

" Тогда белиться не считалось предосудительным, но и не требовалось как необходимость, а румяниться должны были все. Помню, что однажды я приехала в собрание, прошла прямо в туалетную и остановилась перед зеркалом поправить свои волосы. Передо мной стоит одна Грязнова и румянит свои щёки. Один барин, стоявший сзади нас, подходит к ней и говорит: "Позвольте, сударыня, вам заметить, что левая щека у вас больше нарумянена". Она поблагодарила и подрумянила и правую щёку. Теперь румянятся потихоньку, а тогда это составляло необходимое условие, чтобы явиться в люди".

Присутствие этого барина говорит о том, что туалетные тогда были не в том роде, что теперь.

Да, никакие обстоятельства не могли избавить щёки красавиц рококо от вездесущих румян.
Когда любимая и самая строптивая дочь Людовика XVI, Анна Генриетта или Мадам Вторая, скончалась в 1752 году от оспы, она была отвезена в карете к месту погребения накрашенной и ярко нарумяненной.
Франсуаза-Тереза, принцесса Монакская, румянилась перед тем, как взойти на эшафот (она была гильотинирована в 1794 году как жена контрреволюционера-вандейца, принца Гримальди; ей было 27 лет).

Но всему приходит конец.
Более чем столетнее засилье накрашенных щёк сокрушило увлечение литературой сентиментализма, которая воспевала естественность, нежные чувства, простоту нарядов и нежность кожи, не покрытой толстым слоем косметики. Разумеется, румянец мог появляться на щеках героинь Руссо или Ричардсона - но только как выражение охвативших их чувств. Сексуальную напористость разряженных и обильно накрашенных кокеток рококо сменила чувствительность героинь Жан-Жака Руссо и их склонность то и дело проливать слёзы.

Однако, как всякая въевшаяся в сознание привычка, румяна ещё долго не сдавали своих позиций. Когда сентиментальный Альбион уже отправил в бабушкин комод коробочки с румянами, Париж ещё не был готов радикально сменить вкусы.

Первый русский трэвел-блогер Н.М Карамзин, оказавшись в 1790 году в Париже, знакомится в ложе Оперы с очаровательной и остроумной француженкой и её кавалером.
Когда закончился акт пьесы, зал осветился плошками, и красавица заметила:

"Мужчины рады свету, а мы боимся его. Посмотрите, например, как вдруг стала бледна молодая дама, которая сидит против нас!.."
Кавалер. Оттого, что она, подражая англичанкам, не румянится.
Я. Бледность имеет свою прелесть, и женщины напрасно румянятся.
Красавица обернулась к партеру... Ах! Она была нарумянена! Я сказал неучтивость, прижался боком к стене и замолчал"

Всё-таки мужчинам лучше не соваться в такие материи!

Впрочем, другой, ещё более знаменитый мужчина, оказался ещё более неучтив.
Наполеон Бонапарт никак не мог привыкнуть к бледности своей любимой супруги Жозефины, которая была одной из первых модниц Парижа и, конечно, как только румяна были признаны неактуальными, отказалась от них.
Однако Бонапарт распорядился так:

"Подрумяньте щёки, сударыня, а то вы выглядите, как труп!"

  • 1
Портреты светских дам того времени выглядят экзотично из-за жуть каких румяных щек☺

спасибо,узнала много нового.

Мужчины в этом так и не научились разбираться)

Сейчас, конечно, меньше пользуются румянами, но всё-таки пользуются.

Практически всегда и пользовались, но так, чтоб не выглядело накрашенным. А вот рококо - наоборот. Это как стрелки 1960-х - то, чего не бывает в жизни, только в мечтах.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account