cambria_1919 (cambria_1919) wrote,
cambria_1919
cambria_1919

Category:

РАЗРЕЗАЯ СТРАНИЦЫ

Наводя порядок на одной из полок семейной библиотеки, заметила растрёпанный книжный обрез. Достала. "Русские пропилеи" за 1916 год.
Боже, этому ровно сто лет.
И каких лет! Даже если не вспоминать бурную историю - но чтение до чего изменилось!
Я сейчас предпочитаю ридер. Но воспитывалась на бумажных книгах, и они часто были и есть прекрасны. Настоящие шедевры дизайна. Удобно листать - пока в этом смысле ридер не так хорош; тут трудно найти место, к которому хочется вернуться. А в бумажной помнишь по толще прочитанных страниц, куда надо заглянуть.

Хотя не так давно и бумажные книги выглядели иначе.
Вот мои "Русские пропилеи" - замечательный альманах ("материалы по истории русской мысли и и литературы собрал и приготовил к печати М.Гершензон; Москва, издание М.и С.Сабашниковых"). Скромная желтоватая обложка, на ней только рамочка, логотип издательства и шрифт - зато всё работы одного из младших членов "Мира искусства" Д. Митрохина.
Позже советские толстые журналы будут оформляться столь же аскетично, но не всегда так изящно.

В томе, что я достала, вдруг увидела примету старинного чтения - неразрезанные страницы. Даже в 1916 году это ещё сохранялось! Том большого формата, ин кварто - типографский лист согнут всего два раза; листы сшиты стальными скрепками, как школьные тетрадки. Но чтобы читать, нужно взять нож, аккуратно засунуть в боковой сгиб и вести вверх, до угла, а оттуда к корешку. Нож полагался специальный - видела такие! - длинный, чуть изогнутый, достаточно острый, потому что старая тряпичная бумага толста и прочна.

Книги раньше издавались именно в виде таких вот полуфабрикатов, в бумажных обложках. Если прочитанное нравилось, книжку несли к переплётчику. Он разлохмаченные кустарной читательской обрезкой страницы ровнял специальным станком-гильотиной (потому в старинных книгах часто такие узкие поля!). Затем вставлял книжный блок в переплёт по вкусу заказчика - кожаный или из толстейшего и твёрдого, как дерева, картона, обклеенного цветным коленкором или "мраморной" бумагой. В начале ХХ века уже и кожезаменитель ледерин появился. Чтоб уголки переплёта и корешок не трепались, их тоже делали кожаными или из ледерина. Название оттискивали вручную.
Не обязательно было идти в мастерскую, чтобы "одеть" понравившуюся книгу. Переплётное дело было популярным хобби. Выпускались даже наборы "юного переплётчика" - сестра Марины Цветаевой Анастасия вспоминает, что у неё был такой, и она очень увлеклась этим занятием, тогда как Марина не любила возиться с мелочами.

Полистав страницы, я поняла, почему за сто лет альманах так мало разрезан: в нём собраны малоизвестные сочинения И.С.Тургенева, которые всё-таки теперь есть в академических собраниях. Потому я тоже только пролистала неразрезанный том - пусть останется детям, чтоб и они представляли, как в старину люди читали книжки с ножом в руках. И пусть таинственно обрывается и остаётся за таинственным непроницаемым сгибом даже любопытное. Например, как это, открытое наугад, воспоминание о философе Станкевиче:

"Раз, на прощанье с г-жой Фроловой, он принёс ей в подарок круглую (так называемую геморроидальную) подушку под сиденье - и вдруг догадался, что вид ея неприличен, сконфузился, и так и остался с подушкой в руках - и наконец расхохотался. Он был очень"...
Что "очень" - чтобы узнать, надо разрезать!

Нет, прежде чем поставлю "Пропилеи" на полку - на следующие сто лет? - попробую немного побыть Шерлоком Холмсом. Разрезанные лохматые страницы альманаха пожелтели сильно и очень однородно, срез тоже везде одинаков - не вполне аккуратный, но решительный, сделан умелой рукой. Предполагаю, стало быть, что читатель, который разрезал страницы, был единственный. Просмотрел альманах и отставил. И по тому, какие вещи он выбрал, можно вообразить, каким он был. Выводы можете сделать сами, потому что прочитанное достаточно красноречиво.

Итак, таинственным человеком из прошлого прочитаны:

крайне трескучая драма из итальянской жизни и в стихах "Стено", написанная 16-летним Тургеневым;

"Заметки с франко-прусской войны", наверное, актуальные в 1916 году , когда шла Первая мировая с теми же немцами;

статья для парижской "Revue politique et Litteraire", написанная в 1881 на восшествие Александра III; она о характере нового царя, о надеждах и опасениях общества перед новым царствованием; причём разрезан именно французский оригинал, хотя в альманахе за ним тут же следует перевод на русский, которого не коснулся нож читателя;

и, наконец, "Пятьдесят недостатков ружейного охотника и пятьдесят недостатков лягавой собаки".

И это всё. Но силуэт весьма интересного мужчины нарисовался, ведь правда?

Последнюю вещь - назвала её для себя "Пятьдесят оттенков собачьего" - и я прочитала с удовольствием. Охоту не признаю. Убийство как развлечение не одобряю. Но юмор и наблюдательность опытного собачника Тургенева великолепны. Узнаю собственную собаку, в которой течёт охотничья кровь и бурлят пороки, описанные классиком. А именно:
12. Не отходит от стойки, когда её хозяин зовёт, что особенно бывает неприятно в сплошных и густых кустарника; случается, что охотник целый час принуждён отыскивать свою собаку.
19. В предвидении наказания не даётся в руки охотнику, не подходит к нему, кружит около.
21. Завистлива, ищет дурно и вообще ведёт себя неприлично, когда в поле находится другая собака.
22. Мешает своим товаркам.
23. Когда другая собака ищет, беспрестанно останавливается, не нашла ли та чего?
24. Даже когда нет другой собаки, то и дело останавливается, вертит хвостом и оглядывается: нет ли чего?
46. В телеге или в экипаже не лежит смирно во время езды, а всё лезет вверх.
47. Когда радуется, прыгает на охотника и раздирает ему платье когтями.
48. Страстно любит отыскивать ежей и лает на них.
50. Не понимает, что во время облавы должно держаться смирно и не шуметь: чешется, хлопает ушами или вдруг примется чихать, как бешеная.

Всего десять пороков из 50. Неплохой результат. Причём в облавах мы, естественно, не участвуем, и всё это проделывается на прогулке в виду четвероногих конкурентов.
Tags: "Русские пропилеи", И.С.Тургенев, история книги, собаки
Subscribe

  • ОНИ И МЫ. ДРУЗЬЯ СЕРЬЁЗНЫХ МУЖЧИН

    Считается, что маленькие собачки чисто женская страсть. Покладистые крохотные существа легко помещаются в сумочке или под мышкой, терпеливо сносят…

  • ОНИ НАСТОЯЩИЕ! образы и прообразы

    "Это собирательный художественный образ!" Разве не так учили нас в школе? Вот что значит "я помню чудное мгновенье"?…

  • СОБАКА ЕСЕНИНА

    Самая знаменитая собака русской литературы - конечно, Муму. Считаю, зря этот сложный рассказ о несвободе человека изучают в 5 классе. Ничего дети…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • ОНИ И МЫ. ДРУЗЬЯ СЕРЬЁЗНЫХ МУЖЧИН

    Считается, что маленькие собачки чисто женская страсть. Покладистые крохотные существа легко помещаются в сумочке или под мышкой, терпеливо сносят…

  • ОНИ НАСТОЯЩИЕ! образы и прообразы

    "Это собирательный художественный образ!" Разве не так учили нас в школе? Вот что значит "я помню чудное мгновенье"?…

  • СОБАКА ЕСЕНИНА

    Самая знаменитая собака русской литературы - конечно, Муму. Считаю, зря этот сложный рассказ о несвободе человека изучают в 5 классе. Ничего дети…