cambria_1919 (cambria_1919) wrote,
cambria_1919
cambria_1919

Categories:

АЛЕЕ, ЧЕМ РОЗА



С древности свежий румянец лица был знаком красоты и здоровья.
По Далю, румяный – «яркаго, но нежнаго, приятнаго алого цвета».

Хорошо, когда такая красота на щеках играет.
А в неположенных местах румянца не надо!
Старинная, ещё
XVIII века, дразнилка: «Экой красавец – под носом румянец, во всю щёку лишай!»

Если природа на краски поскупилась, под рукой всегда имелись средства эту красоту усилить и подчеркнуть.
Или уж вовсе навести там, где её нет.




В арсенал древней румянящей косметики чаще всего входили цветные глины.

И, конечно, ягоды, плоды и овощи.
Как тут не вспомнить свекольный румянец бесподобной Марфушечки-душечки из фильма "Морозко":







Хотя на самом деле русские крестьянки румянились таким всем известным растением, как синяк ("бабьи-румяна").


В иные времена румянами пользовались деликатно, в иные более откровенно.


В XIX приличным считался естественный цвет лица, иногда смягчённый тончайшим слоем пудры:





Утончённая красавица была бледна - «графиня Эмилия белее, чем лилия». 

Румяна - не для благородных дам!
Викторианство не признавало никаких явных косметических ухищрений:






Зато в ХХ веке декоративной косметикой увлеклись основательно.

Однако румяна стали заметны на женских лицах лишь в 1930-е, после засилья "роковой" бледности декаданса и  раннего ар деко.

Лёгкий румянец украсил щёки звёзд Голливуда.
Джоан Кроуфорд:






Обязательны стали румяна и в 1980-е.
Вот известная красавица той поры. Узнали?
Причёска, наряд, макияж - всё остро модное.
И румяна:







Однако была эпоха, когда случилось просто массовое помешательство на румянах.

Это XVIII век - век галантного и игривого рококо:




Причём рдеющие щёки красавиц тех времён символизировали вовсе не краску внезапно нахлынувших эмоций.
И тем более не цветущее пейзанское здоровье (фу, как это грубо).


Нет, румяна олицетворяли  вечную юность - она, увы, так скоротечна.

А ещё они были знаком постоянной сексуальной возбуждённости, что влечёт к амурным приключениям и опасным связям.
В таком вот духе:





Охотно и демонстративно пользоваться косметикой - пудрой, румянами, мушками - дамы начали ещё во времена Короля-Солнце.
Называют даже дату "пришествия румян" в Версаль - 1673 год:





Поначалу румянились достаточно скромно.

Постепенно увлечение нарастало.

Краски становились всё ярче, а мода на румянец всё безжалостней.

Скоро приличия обязали всех светских людей покрывать щёки румянами.
Всех. Без различия пола и возраста.


На старых портретах мы видим напудренных и декоративно нарумяненных королей, герцогов и придворных:




Серьёзные господа гордо позировали в латах и орденах, но про макияж никогда не забывали:




А уж дамы румянись открыто и без всякой меры.
В любом возрасте:






Нанесение румян на щёчки считалось изящным занятием.
Его не было зазорным демонстрировать и постороннему взгляду.

Маркиза Помпадур за этим  модным занятием:





Тогдашние румяна ослепительно сияли на фоне сильно напудренных лиц и причёсок.
Никакой заботы о том, чтобы всё это выглядело натурально, не было.

Это подтверждает и Казанова, знаменитый герой-любовник эпохи:
"Никто не желает, чтобы румянец казался естественным.
Румяна накладывают на лицо, дабы они радовали взор и обещали любовные безумства".


Для придания лицу соблазнительности не только густо румянили щёки, но и оттеняли ярко-алыми пятнами ямочки у губ.

У глаз и висков наносили тон более коричневый.

Считалось, что это придаёт выразительность взгляду:




Иногда такими румянами густо покрывали всё нижнее веко (аналог наших теней, только красноватого оттенка).

Каждая дама носила в карманах своей невероятно пышной юбки коробочки с румянами и другой косметикой, благоухающей розовым маслом.

Для разного времени суток полагались разные оттенки красок: утром были нужны более холодные, светлые, розовые:





Днём розы на щёчках дам начинали откровенно пламенеть:




Или вот так:




А уж вечером можно было смело применять самый густой цвет спелого граната:







Часто освежать макияж приходилось прямо на ходу, на публике.

Граф де Вобан вспоминал:
"Многие дамы без всякого стеснения подкрашивали свои прелестные щёчки, заставляя их вновь блистать румянцем".


Но то в столице моды, роскошном и суетном Париже.
А в России?

Да в России было то же самое!

Русская красавица галантного века:






Ещё одна прелестная русская дама:




Е.П.Янькова вспоминает свою молодость, пришедшуюся на 1780-е годы:

" Тогда белиться не считалось предосудительным, но и не требовалось как необходимость, а румяниться должны были все.

Помню, что однажды я приехала в собрание, прошла прямо в туалетную и остановилась перед зеркалом поправить свои волосы.

Передо мной стоит одна Грязнова и румянит свои щёки.
Один барин, стоявший сзади нас, подходит к ней и говорит: "Позвольте, сударыня, вам заметить, что левая щека у вас больше нарумянена".
Она поблагодарила и подрумянила и правую щёку.
Теперь румянятся потихоньку, а тогда это составляло необходимое условие, чтобы явиться в люди".



Туалетная или уборная – место, где одеваются и красятся.
На балах и приёмах  их оборудовали специально для гостей.

Позже всё-таки стали делать отдельные мужские и женские комнаты.
А раньше, оказывается, прихорашивались все скопом.
Так что любой барин мог сунуться со своим советом.



Никакие - даже трагические - обстоятельства не могли избавить щёки красавиц рококо от вездесущих румян.


Когда любимая и самая строптивая дочь Людовика XV, Анна Генриетта или Мадам Вторая, скончалась в 1752 году от оспы, её  везли  в карете к месту погребения набелённой, напудренной  и ярко нарумяненной.

Тут она ещё полна жизни и при полном параде:




Эта принцесса была отличной музыкантшей и играла на виолочели.
Пышные наряды и яркий макияж тоже были её страстью:





Франсуаза-Тереза, принцесса Монакская, румянилась даже перед тем, как взойти на эшафот.
Она была гильотинирована в 1794 году как жена контрреволюционера-вандейца, принца Гримальди; ей было всего 27 лет.


На этой миниатюре цвет её румян передан явно неточно (краски выцвели?), но что румяна присутствуют на лице принцессы, видно:






Однако всему приходит конец.
Более чем столетнее засилье густо накрашенных щёк сокрушило увлечение литературой сентиментализма.

Руссо и Гёте воспевали естественность и нежные чувства, даруемые самой природой.
Только натуральность - причём во всём!


Это ввело в моду живую нежность кожи, не покрытой толстым слоем косметики.
Сексуальную напористость разряженных и обильно накрашенных кокеток рококо сменила чувствительность героинь Жан-Жака Руссо.

Теперь все девушки были томны, задумчивы  и склонны то и дело проливать слёзы:





Однако, как и всякая въевшаяся в сознание привычка, румяна ещё долго не сдавали своих позиций.

К концу галантного  XVIII века Альбион внезапно оказался локомотивом новой моды.
В нарядах англичанки сменили яркий лионский шёлк на индийский белоснежный хлопок (Индия как раз засияла трофейным алмазом в английской короне).

А ещё они отправили в бабушкин комод коробочки с румянами.
Ведь англичанки  и  так славились прекрасным и вполне естественным цветом лица:





Париж не был готов настолько радикально сменить вкусы.


Первый русский трэвел-блогер Н.М Карамзин побывал в 1790 году в Париже.
Он познакомился в ложе Оперы с очаровательной и остроумной француженкой и её кавалером.


Когда закончился акт пьесы, зал осветился плошками, и красавица заметила:
- Мужчины рады свету, а мы боимся его. Посмотрите, например, как вдруг стала бледна молодая дама, которая сидит против нас!..


Кавалер-француз добавил:
- Оттого, что она, подражая англичанкам, не румянится.

Заядлый сентименталист Карамзин тоже решил высказаться:
-  Бледность имеет свою прелесть, и женщины напрасно румянятся.

Сказал – и тут же пожалел о сказанном:
«Красавица обернулась к партеру...
Ах! Она была нарумянена!
Я сказал неучтивость, прижался боком к стене и замолчал".



Вот красавица 1790-х годов, но в самом деле ещё со старомодными румянами на лице:




Нет, всё-таки мужчинам лучше не соваться в такие материи!

Впрочем, другой, ещё более знаменитый мужчина, оказался неучтив ещё более, чем Карамзин.


Наполеон Бонапарт никак не мог привыкнуть к новоявленной бледности своей любимой супруги Жозефины.
Ведь он был воспитан на Корсике, где процветала устаревшая провинциальная мода на румяные или нарумяненные лица.

Жозефина была одной из первых модниц Парижа.
Конечно, как только румяна были признаны неактуальными, она тут же отказалась от них:




Однако Бонапарту это не понравилось.
Он распорядился:

"Подрумяньте щёки, сударыня, а то вы выглядите, как труп!"


Подрумянила (этот портрет супругу пришёлся по вкусу):




Император считал:
«У народа, как и у женщины, есть только одно право: быть управляемым».


Управлял всем, вплоть до макияжа любимой женщины. Тиран!








Tags: Жозефина Богарнэ, Николай Карамзин, галантный век, история красоты, румяна
Subscribe

  • ВЕСЫ ДЛЯ РОМАНТИКА

    Диетологам в старину было не до наружности пациентов. Остались бы те живы! Их приглашали, чтобы выходить больных. То есть отпоить бульоном и…

  • ПОРТРЕТ УВЯДАЮЩЕЙ РОЗЫ

    Кино начиналось как фабрика грёз. Это сейчас слишком много наделано триллеров и ужастиков. А когда-то зритель в основном шёл в кинозал,…

  • В ГЛАЗАХ СМОТРЯЩЕГО

    Что меня пленило в этом не слишком искусном портрете, так это беретик, утыканный булавками. И, конечно же, веночек из земляники, фиалок и и ежевики.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • ВЕСЫ ДЛЯ РОМАНТИКА

    Диетологам в старину было не до наружности пациентов. Остались бы те живы! Их приглашали, чтобы выходить больных. То есть отпоить бульоном и…

  • ПОРТРЕТ УВЯДАЮЩЕЙ РОЗЫ

    Кино начиналось как фабрика грёз. Это сейчас слишком много наделано триллеров и ужастиков. А когда-то зритель в основном шёл в кинозал,…

  • В ГЛАЗАХ СМОТРЯЩЕГО

    Что меня пленило в этом не слишком искусном портрете, так это беретик, утыканный булавками. И, конечно же, веночек из земляники, фиалок и и ежевики.…