cambria_1919 (cambria_1919) wrote,
cambria_1919
cambria_1919

Categories:

БЕРГАМОТ

дамочка

Аромат из прошлого.
Сейчас это в чай добавляют.
Кому-то нравится, кому-то нет.

Тургенев и Лев Толстой одно время очень дружили, вместе охотились. Горячо спорили. Почти во всём были категорически несогласны, а такое зря не проходит: сначала споры кипели, потом пошли ссоры. Кончилось вызовом на дуэль. Разругались на многие годы.

Один из предметов непримиримых дискуссий: нужно/можно или нет показывать прошлое героя, его происхождение?
Толстой решительно отказывался это делать. Считал, надо писать лишь то, что происходит теперь, в эту самую минуту. Никаких флэшбэков, говоря теперешним языком.
Довольно странное убеждение для автора самого значительного исторического романа русской литературы. Но благодаря этому убеждению мы никогда не узнаем, как Пьер Безухов попал в Париж и что там делал. Или как князя Андрея угораздило жениться на девушке с усиками над верхней губой.

Тургенев напротив, был склонен к ретроспекции. За плечами многих его героев то смутно, то в мельчайших подробностях стоит галерея их предков. Не так давно минувший XVIII век он особо чувствовал и понимал, пристально вглядывался в людей того времени - многих ещё застал. В этом интересе он близок Пушкину.

Есть прелестный и обыденно трагичный рассказ "Старые портреты".
Мне рассказы и маленькие повести Тургенева вообще нравятся больше его знаменитых романов (исключая "Отцов и детей"). Эти небольшие вещи удивительно свежи и непосредственны. Хотя писал Тургенев очень тщательно, по собственной методе - так художник пишет картину. Сначала появлялся подробный конспект (эскиз); к нему делались этюды (то беглые, то проработанные в подробностях наброски).

Именно этюд к "Старым портретам", сохранившийся в черновиках, и заинтересовал.
Это в самом деле портрет. Полное ощущение, что Тургенев смотрит на настоящую старинную живопись и старается записать её словами. Потом становится ясно, что всё-таки это портрет литературный. Портрет не только наружности, но и привычек, манер, воспоминаний.

Сначала Тургенев почти протокольно представляет свою героиню:

"Маланья Павловна Лачинова - Melanie, Маланьюшка, Маланья урожд. Евстигнеева, род. в 1770, ум. 1848, вышла замуж в 1788".

Теперь собственно портрет:

"... белый капот коротк<ий>, накинутая на одну руку голубая шёлковая кофта, башм<аки> на красных каблуках, высокий чепец с голуб<ыми> лентами и рюшем, на лбу множес<тво> серо-белокурых волосиков, завитых кольцами. Сияние. Вокруг шеи воротник; тоже (как и муж) нюхает табак, только французский, из крошечной зол<отой> табакерки, откуда достаёт табаку ложечкой; пухлые ручки (Орл<ов> замеч<ал>, что колец не следует носить таким ручкам).
Пахнет от неё бергам<отом> a la Marechal, допотопным - в продаже уже нет Очень глупа.La Venus de Moscou <Московская Венера>. Медаль на плече с портретом А.Г. Орлова".

Бергамот.
Очень модные духи рококо!

Невкусный, но пахучий бергамот выведен скрещением столь же невкусных, горько-кисловатых, но ароматных цитрона и померанца. Цитрусовые вообще в большом ходу с XVI века - голландские натюрморты не обходятся без неизменного лимона со спирально срезанной кожицей, волосы невест(кое-где по сю пору) украшает флёрдоранж - цветок цитруса (апельсина или померанца). Цветок этот не слишком пригляден, скорее скромен (для невинной новобрачной это более чем уместно!), зато источает нежнейший аромат.
Тогдашние духи тоже делались из душистых эфирных масел, перегнанных из растительного сырья, причём до самого ХХ века многие дамы предпочитали не запутанные смеси, а узнаваемый аромат любимых растений. Одна пахла гвоздикой, другая резедой, третья розой - и не иначе.

Маланья Петровна по моде своего времени надушена бергамотом.
Почему-то маршальским.
Одеколон, которого уже не купить во времена Тургенева, но который сохранился в запасе бывшей Московской Венеры, она называет "Водой венгерской королевы".
Быть может, Тургенев просто записал эти слова "с натуры", может, хотел подчеркнуть глупость и провинциальность своей героини. Потому что знаменитая "Вода венгерской королевы" должна пахнуть не бергамотом, а розмарином! Этот первый в истории одеколон создан (чуть ли не монахами-алхимиками) для Елизаветы Локоткувны, польки на венгерском престоле, ещё в XIV веке.

Теперь никто, как тургеневская героиня, чистым бергамотом не благоухает. Однако бергамот как составляющая входит в хит начала ХХ века - шипр. А через идею шипра - отзвуками - тончайшими оттенками - переходит в другой хит ХХ века - Шанель №5.

Да, ещё чай! Всем известный Earl Grey - "седой граф".
Считается, что имеется в виду граф Чарлз Грей, (1764-1845, английский премьер-министр в 1830-34); он был любителем ароматизированных чаёв и владел индийскими чайными плантациями. Впрочем, различные производители по поводу этого сорта чая рассказывают легенды разной степени поэтичности, связанные с разными графами и лордами. Не стоит в это углубляться - это "их делишки".
Лучше вообразим напудренную даму рококо.
Она пахнет бергамотом!
Tags: И.С.Тургенев, бергамот, вода венгерской королевы, парфюмерия, старые портреты
Subscribe

  • ОНИ НАСТОЯЩИЕ! образы и прообразы

    "Это собирательный художественный образ!" Разве не так учили нас в школе? Вот что значит "я помню чудное мгновенье"?…

  • РАЗРЕЗАЯ СТРАНИЦЫ

    Наводя порядок на одной из полок семейной библиотеки, заметила растрёпанный книжный обрез. Достала. "Русские пропилеи" за 1916 год. Боже, этому…

  • БЕЛОСТОК

    Границы дело трудное. Они считаются нерушимыми, но вечно движутся туда-сюда. И часто движутся не тектоническими толчками истории, а просто чьей-то…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • ОНИ НАСТОЯЩИЕ! образы и прообразы

    "Это собирательный художественный образ!" Разве не так учили нас в школе? Вот что значит "я помню чудное мгновенье"?…

  • РАЗРЕЗАЯ СТРАНИЦЫ

    Наводя порядок на одной из полок семейной библиотеки, заметила растрёпанный книжный обрез. Достала. "Русские пропилеи" за 1916 год. Боже, этому…

  • БЕЛОСТОК

    Границы дело трудное. Они считаются нерушимыми, но вечно движутся туда-сюда. И часто движутся не тектоническими толчками истории, а просто чьей-то…