cambria_1919 (cambria_1919) wrote,
cambria_1919
cambria_1919

Categories:

СО СЛЕДАМИ БЫЛОЙ КРАСОТЫ



Именно так всегда писали в старых романах.

Это о женщине, которая некогда была молода (возможно, красива, возможно, нет – с годами разобрать трудно).

А вот теперь уже …

Когда же начиналось это «теперь уже»?
И что было потом?


Бальзак надолго определил этот роковой рубеж в своём романе «Тридцатилетняя женщина».

«Тридцать лет – бабий век?»
Прощай, красота? Прощай, любовь?


Неужели тридцать лет это осень жизни?
Вот такая пышная, но всё же грустная:




Сами названия частей романа Бальзак настраивают на депрессивный лад.
«Первые ошибки», «Неслыханные страдания», «Перст Божий», «Старость виновной матери» и т.д.
Эйджизм на марше.


Поскольку уловки тогдашней косметологии  были примитивны, а пластической хирургии не существовало вовсе, тридцатилетняя женщина в глазах света проигрывала 16-летней красотке вчистую.

Или такой вот юный наивный бутончик:




Или эти много повидавшие глаза:




Или этот второй подбородок:




"Грустно, девицы", - ледяным голосом сказал Остап".

К середине Х
IХ века, кажется, дата вылета дамы с арены светского ажиотажа чуть-чуть  отодвинулась.

Очень когда-то читаемый писатель П. Боборыкин вспоминал о казанской губернаторше А.Д.Баратынской:

«Тогда она уже повернула за роковой для красавицы предел сорокалетия, но всё ещё считалась красавицей, держала себя на приёмах с большими «тонами» и принимала «в перчатках».

Это Анна Баратынская, и ей тут как раз за 40:




Роковой предел!

Значило ли это, что всё кончено, что жизнь сердца позади?

Что  женщина с головой погружалась в хозяйство, считалась безнадежно пожилой?
Заводила сорок кошек – «и обновила наконец на вате шлафор и чепец»?
Становилась вот такой:





Да вовсе нет!

Просто удивительно, насколько тогдашние женщины «в годах» одевались причудливее и веселее теперешних.

Конечно, если они вдовели, траур в течение года им приходилось выдерживать.
Но и тот выглядел вполне изящно.

Императрица Мария Фёдоровна в трауре по мужу, Павлу I:





В остальных случаях жизнерадостное кокетство и нарядность никуда не девались даже у почтенных матрон.

Аристократки преспокойно носили декольте и совершенно «молодёжные» вечерние платья.

Вот княгиня Софья Радзивилл, известная светская львица.
Тут уж нельзя было обойтись дежурным упоминанием былой красоты - надо было сказать "со следами БОЛЬШОЙ былой красоты".

Княгине здесь 60 лет:





Вполне себе знойная женщина, мечта поэта.

Но дамы элегантного возраста, хоть и носили ради приличия декольте (вечером иначе было нельзя), всё же держались без особых претензий на эротичность:




Даже если декольте о-о-очень глубокое, это не призыв, а дань этикету:




Да, взрослые дамы и романы заводили, и замуж выходили не по одному разу -  но романтическими героинями литературы уже не были.
Заметили?


Классические влюблённые литературы XIX века молоды.

Мужчин, кстати, это тоже касалось.
Вот такой вполне респектабельный и симпатичный господин в сером пальтеце всё же на роль героя-любовника уже не годился:




Такой и подавно:




Этот джентльмен - тем более:




Как видим, мужчины одеты без всякой фантазии и разнообразия.
В нечто немаркое, неброское, практичное и стандартное.


Зато дамы не уставали себя принаряжать до глубокой старости:




Что же у них шло в ход? Милое, но приличное?

Когда фигура расплылась или наоборот, отощала и утратила гибкость, акцент - как теперь говорят стилисты - целиком переносился на лицо, плечи и руки.

Зато дорогих украшений в этом возрасте можно было надеть на себя сколько душе угодно.
Галантный XVIII век:





Или вот так, веком позже. Очень много!
Всё, что есть в фамильной шкатулке:





Подобное позволялось именно зрелой даме.
Девицы должны были олицетворять скромность и надевать минимум драгоценностей:




Итак, взрослым дамам с драгоценностями можно было не церемониться и смело пускать их в дело.

Ещё считалось, что светлые тона и масса кружев чрезвычайно освежают лицо дамы, если она  заступила за намеченный Бальзаком рубеж.


Потому и нужно на голову надеть всё самое светлое и нарядное. Отвлечь от несовершенств фигуры.

Вот всегда закутанная в воздушные белоснежные оборки княгиня Татьяна Потёмкина.
Очень заметная дама – владелица крымского имения Артек (того самого) и щедрая благотворительница.
Её здоровье с детства считалось крайне хрупким, просто на грани гибели и смертельной чахотки.
Что не помешало ей прожить вполне солидные для тех времён 72 года.

Здесь княгине лет 40, и она буквально растворяется в нежнейших бело-розовых шелках и тюлях:




Розовый ничуть не прерогатива юности (а вместо сорока кошек дама обычно заводила собачку):




Но главное, чтобы чепец был как можно наряднее.
Ни в коем случае не скупиться на батист, ленты и кружева!

Бант может быть любого размера – чем больше, тем лучше:




Вообще всего должно быть много:




Хорошо, если среди кружев дружными букетиками произрастают милые цветы.
Розы даме всегда к лицу:





А тут розы и нарциссы вперемешку с пушистыми пёрышками:




Даже весьма свирепые дамы выглядывали из пышного облака кружев:





Или эта строгая особа в нежном кружевном нимбе:




Ряды белоснежных рюшей и атласный голубой бант на беззубой даме:




Кокетливые полосатые банты на госпож почтенного возраста:




Серебристая седина очень хорошо смотрится с белым платьем, кружевами и оборками.
Не одним же девушкам носить белые платьица:





Но не только пышные и вычурные чепцы носили возрастные дамы.
Шляпки их тоже были кокетливы:




Шляпки были предельно нежны и изящны.
Дамы хотели выглядеть почти неземными созданиями.

"Умеют же себя принарядить тафтицей, бархатцем и дымкой":





Была у взрослых дам и монополия на броские головные уборы колоссальных размеров.
Тюрбаны, береты.
Они полагались только замужним.
И дамы бальзаковского возраста радостно пользовались возможностью проявить свою фантазию.


Такие чудо-береты юные не надевали.
Это отрада уже отпивших из чаши жизни:





Грандиозный головной убор и блеск драгоценностей - вот беспроигрышный рецепт великолепия:




Чем ярче, тем  эффектнее.
Хотя и неземная воздушность тоже необходима :





Но что всё дамы да дамы!
Вот и русская крестьянка - или мещанка:




Если старость не радость, то совсем и не тоска зелёная, не правда ли.

Можно было, конечно, и не надевать берет размером с колесо.
Достаточно чуть подкраситься и быть всегда весёлой:





Любопытно, что старинная привычка пожилых леди смело наряжаться жива до сих пор.
Смело декольтироваться!
Надевать много драгоценностей!
Носить яркое и очень яркое!


Это традиция коронованных особ.
Королева Дании Маргрете II, одна из самых стильных великосветских дам нашего времени:




И, конечно, неувядаемый эталон того, как и за 90 можно одеваться корректно, удобно и нескучно:



Всё по Шанель:
«Никто не молод после сорока лет, но мы можем быть неотразимыми в любом возрасте».


 
Tags: Елизавета II, драгоценности, женщина и возраст, история моды, чепчик, эйджизм
Subscribe

  • СМЕРТЬ СОЛДАТА МОЧАЛИНА

    Выстрел в голову, наповал. Быстрая смерть. Дело житейское. Революция была неизбежна. Так лавина в горах накапливает мириады снежных крошек, но…

  • ОНИ И МЫ. РЯДОМ

    Сколько в европейской живописи портретов людей с собаками! Обычно хозяева гордо или с улыбкой демонстрируют своих питомцев. Гладят…

  • ЛИГА РАЗОЧАРОВАННЫХ

    Когда развод стал делом житейским, обыденным, стало ясно, что браки не совершаются на небесах. Небеса вообще тут не при чём. Какие…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

  • СМЕРТЬ СОЛДАТА МОЧАЛИНА

    Выстрел в голову, наповал. Быстрая смерть. Дело житейское. Революция была неизбежна. Так лавина в горах накапливает мириады снежных крошек, но…

  • ОНИ И МЫ. РЯДОМ

    Сколько в европейской живописи портретов людей с собаками! Обычно хозяева гордо или с улыбкой демонстрируют своих питомцев. Гладят…

  • ЛИГА РАЗОЧАРОВАННЫХ

    Когда развод стал делом житейским, обыденным, стало ясно, что браки не совершаются на небесах. Небеса вообще тут не при чём. Какие…