EPISTULARUM

Ничего трудного: только жить согласно своей природе. Трудно это лишь по причине всеобщего безумия


Previous Entry Share Next Entry
ПОРТРЕТ УВЯДАЮЩЕЙ РОЗЫ
cambria_1919
Кино начиналось как фабрика грёз. Это теперь назвать его так язык не поворачивается - слишком много наделано триллеров и ужастиков.
А когда-то зритель шёл в кинозал, чтоб окунуться в небывалые страсти, поволноваться, всплакнуть и полюбоваться на сказочно красивые лица звёзд.

Да, звёзды были обязаны быть прекрасными.
Актёрские таланты считались желательными, но необязательными - внешность важнее. Агенты киностудий отсматривали сотни претенденток (требования к женской красоте всегда были выше!), гонялись за случайно встреченными красотками по улицам, конторам и пляжам. Ведь нужно было отыскать то незабываемое лицо, в которое влюбятся миллионы.
И ведь странное дело: расхваленная некогда игра "допотопных" оскароносцев теперь часто кажется наигрышем, она архаична, условна, не впечатляет и не трогает, а прекрасные лица на экране вполне могут пленить воображение.

Итак, звезда зажглась.
Но это живой и нежный цветок, который подвержен холодному дыханию времени. Женщины всегда стремились удержать молодость, однако для кинодив это был вопрос жизни и смерти.
Конечно, подобно современным селебрити, звёзды не жалели денег на уход за собой. Пластическая хирургия (официально родившаяся в 1919 году в клинике парижского доктора Раймона Пассо, хотя подтяжки лица делали и раньше) была уже в ходу. Правда, тогдашние мастера скальпеля работали много аккуратнее нынешних и не делали из пациенток толпу толстогубых близнецов. Удавалось сохранить индивидуальность - тогдашний зритель не простил бы любимицам грубых преображений.

И сами звёзды страшились стать жертвами неудачных операций.
Бесподобная Марлен Дитрих прославилась в кино в возрасте 28 лет. Прямо, скажем, поздновато.
Но от года к году, от фильма к фильму она становилась всё прекраснее.
Она сумела этого добиться. Она освоила тот знаменитый грим, что делал её скуластое лицо ("картофелину", как она сама выражалась) и нос уточкой (выпрямленный лёгким серебристым штрихом по спинке носа) скульптурно совершенными.
Она контролировала свет и ракурсы. Рядом с камерой она всегда ставила огромное, в рост, зеркало, чтобы всегда видеть, как она выглядит.
Зато выходя в свет, она была единственной из женщин, которая могла ни разу за вечер не посмотреть на себя в зеркало. Она знала, что выглядит идеально.

Однако годы шли быстро и неумолимо.
В 38 лет Дитрих впервые стала пользоваться известной голливудской уловкой - сама себе делала временную подтяжку лица с помощью пластыря. Трудно представить, как это выглядело и насколько действенно. Но это делали многие.
Член съёмочной группы одного из фильмов вспоминает: "...она приезжала в самую рань, чтобы налепить пластырь, натянуть парик,надеть костюм и наложить грим. Марлен всегда держала при себе свеженарезанные ломтики лимона, которые она откусывала перед каждым дублем (лимонная кислота обладает вяжущим эффектом, отчего мышцы рта и щёк напрягаются, дикция становится ясной и отчётливой)".

Да, звёзды золотой поры Голливуда больше надеялись на привычные средства сохранения красоты, чем на хирургию - на диеты, гимнастику и массаж (некоторые дорогие массажистки уверяли, что способны убрать не только излишки жира, но и хрящи!).

Но главным ответственным за очарование звезды на экране был оператор.
Именно операторские уловки создают те восхитительно-сияющие и в то же время мраморно-точёные лица звёзд старого кино, глядя на которые говоришь:"Сейчас таких не делают!"
А как это делали раньше?

Великий Альфред Хичкок со свойственной ему иронией открывает некоторые секреты.
Он сохранил зуб на капризных звёзд: в начале своей голливудской карьеры он не мог пригласить в свой фильм именно ту юную и прекрасную диву, которая предполагалась по сценарию. Это позже он выбирал Ингрид Бергман или Грейс Келли. Но вначале ему доставались актрисы "по распределению" - те, с кем был контракт у студии, которая диктовала режиссёру все условия.
Не всегда назначенные на роли красавиц дамы были свежи и молоды.

Хичкок рассказывал:

"Когда первые леди экрана обнаруживали у себя признаки увядания, дело поправляли с помощью вуали на линзах (объектива камеры).
Потом обнаружилось, что хотя это и помогало скрыть изъяны кожи, всё прочее выглядело в результате этой уловки хуже, чем хотелось бы. Мутновато. Поэтому стали прибегать к такому трюку: оператор горящей сигаретой прожигал в вуали дырки для глаз героини. Тогда и лицо выглядело безукоризненно, и глаза сияли. Зато актриса не могла шевельнуть головой, чтобы не сбить фокус.
Позднее перешли к специальным насадкам на линзы, но и они породили свои проблемы. Актрисы жаловались операторам: мои друзья говорят, что я, видно, старею, и это пытаются скрыть с помощью насадок, потому что все крупные планы выглядят размытыми.
И оператору приходилось таким же образом, с насадками, снимать весь материал, чтобы вмонтированные крупные планы героини не вызывали подозрений насчёт её свежести".

Вечная проблема - время, время.
Оно уходит, а верить в это не хочется.
Но если надеть вуаль - на объектив камеры или на шляпку - можно немного его обмануть.

  • 1
Как это печально, жить в грезах, страшиться времени, каждый новый день отнимает твою красоту, твой способ жить.

Фотошопа не было, крутились как могли...

Когда мы с мужем задумали нарядиться на НГ японцами, искали секрет временного узкоглазия. Я купила книгу - рекомендации по сценическому гриму. Старую, еще черно-белую... Там очень подробно описано, куда резиночки нужно пластырем прикрепить, чтобы, натянув их, натянуть и кожу на лице. Думаю, Дитрих так и поступала... Надо будет пост на эту тему сделать... :)

Да, тема интересная. Хотя Дитрих наоборот надо было глаза открыть. Немного иное направление тяжа. И линия нижней челюсти "чистилась".

Я вот тоже изучала сценический грим - там много всяких ухищрений для создания иллюзии возраста, портретного сходства, расы, характера. Причём для кино, где камера рядом, поделикатнее приёмы - а в театре, особенно в опере и балете, довольно грубо действуют. Но работает! Взгляд прожигает до последнего ряда балкона.

Да, про Марлен Дитрих и ее лимоны я читала. Поверить не могла, что они дают такой эффект.

Главное, когда сам лимон жуёшь, дикция нулевая. Наверное, привычка нужна.

Когда я жую лимон, меня вообще людям показывать нельзя.

Время ценно это да.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account