EPISTULARUM

Ничего трудного: только жить согласно своей природе. Трудно это лишь по причине всеобщего безумия


Previous Entry Share Next Entry
ТАК НАДО неодолимая сила моды
cambria_1919
Шла себе война столетиями - и вдруг закончилась.

Кажется, никто и внимания не обратил, но они капитулировали. Сложили к ногам победителей перья, кисти, резцы, чернильницы и клавиатуры.

Заметили, что больше никто не смеётся над модой и модниками? Которые веками вызывали издёвки и гнев?
Особенно доставалось подкрашенным и наряженным женщинам, которые были излюбленной мишенью ещё древнегреческих поэтов и грозных римских сатириков. Позже их бичевали словом церковные проповедники, а художники рисовали чертей, кишащих в складках дамских шлейфов.
Когда началась эпоха карикатуры, каждый крик моды сопровождался тучей уморительных картинок. Над ними и теперь можно посмеяться. Последним бастионом критики модников был, кажется, старосоветский "Крокодил", где можно видеть целую галерею комичных расфуфыренных персонажей - от пузатых нэпманов в котелках и гамашах до нетрудовых лохматых хиппи.

И вдруг смех над модой смолк.
Он остался уделом старушек на лавочке у подъезда и Варламова, который не велит надевать носки под сандалии. А карикатуры уже - дурной тон.

Стала ли от этого мода менее грозной и требовательной?
Можно ли не соответствовать своей эпохе и одеваться во что угодно, выглядеть, как вздумается?
Конечно, можно. Многие уверены, что так и делают. Только по любой фотографии легко определить, когда она сделана, глядя в человеческие лица, на гладкость или спутанность волос, на манеру улыбаться и наклонять голову. Ничего не изменилось! Если прежде моралисты или эстеты требовали краситься(или не краситься), завиваться (не завиваться), то сейчас - читаем ЖЖ! - общественное мнение идёт дальше. Надо качать пресс и попку. Желательно делать пластику. Поставить имплантанты туда и сюда. Наивные средневековые румяна из шафрана - детские бирюльки в сравнении с этими радикальными мерами. Идеал всегда далёк и неумолим, как горизонт. Стремления к нему не остановить.

Любопытно, как категорически расходятся иногда в требованиях к красоте эпохи и страны. И как странно наблюдать происходящую вдруг "смену вех".
Голштинский дипломат и писатель Адам Олеарий (Ольшлегель до того, как он звучно романизировал свою фамилию) посетил Россию в 1633 и 1639 году - т.е. всего двадцать лет спустя после Смутного времени.
Его знаменитые записки полны интереснейших подробностей. Он знакомит европейцев с малоизвестной далёкой страной и удивительными вещами, которые тут можно видеть. Вот, например, первая встреча голштинца с арбузом (разумеется, в Астрахани!) : "...арбузы...строением похожи на дыни или, вернее, на тыквы, имеют зелёную корку, мякоть телесного цвета, очень водянистую и сахарной сладости, и чёрные зёрна". Диво!

Точный в деталях, Олеарий в то же время демонстрируют европейский взгляд на то, что видит вокруг.
Вот каковы, по его мнению, русские женщины:

"Женщины среднего роста, в общем красиво сложены лицом и телом, но в городах все румянятся и белятся, притом так грубо и заметно, будто кто-нибудь пригоршнею муки провёл по лицу их и кистью выкрасил щёки в красную краску. Они чернят также, а иногда окрашивают в коричневый цвет брови и ресницы".

Ничего криминального по теперешним меркам - но голштинец шокирован.
Надо сказать, что в смысле косметики Европа была отнюдь не невинна в те времена: свинцовые белила придают аристократическим лицам на тогдашних портретах ровную матовую белизну восковых изваяний.

Правда, Олеарий убеждённый протестант - стало быть, разделяет тогдашнюю склонность Северной Европы к гордой натуральности: пусть бледные будут бледны, некрасивые некрасивы, полнокровные пусть пышут жарким румянцем, носы бликуют, бородавки не скрываются льстивыми живописцами, а красуются на своих местах.
Вот почему он удивлён: состоятельные русские считают появление ненакрашенной женщины любого возраста на людях крайне неприличным:

"Некоторых женщин соседки их или гостьи их бесед принуждают так накрашиваться (даже несмотря на то, что они от природы красивее, чем их делаю румяна), чтобы вид естественной красоты не затмевал искусственной. Нечто подобное произошло в наше время.
Знатнейшего вельможи и боярина князя Ивана Борисовича Черкасского супруга, очень красивая лицом, сначала не хотела румяниться. Однако её стали донимать жёны других бояр, зачем она желает относиться с презрением к обычаям и привычкам их страны и позорит других женщин своим образом действия. При помощи мужей своих они добились того, что и этой от природы прекрасной женщине пришлось белиться и румяниться и, так сказать, при ясном солнечном свете зажигать свечу".

Такой вот заговор женщин. Принуждение к белилам! Иноземец удивлён, что искусственная яркость лиц не выдаётся за природную и не вызывает никакого отторжения у мужчин:

"Так как беление и румяненье происходят открыто, то жених обыкновенно накануне свадьбы, между другими подарками, присылает своей невесте и ящик с румянами".

В общем, косметика русских красавиц гостю не пришлась по душе и показалась чрезмерной.

Ирония судьбы в том, что век спустя уже всю Европу охватывает настоящая мания тотального макияжа. Наступает век пудры и румян. Жестокая мода требует теперь - как когда-то соседки от княгини Черкасской - ослепительно белого лица (белила и пудра), яркого румянца во всю щёку (румяна), бархатно-тёмных бровей (сурьма). Причёски густо пудрятся, превращаясь в ароматные матовые облака. Белились и румянились в том числе и мужчины!
Пудрить голову было обязательным делом не только для модных вертопрахов, но и для старцев, скрывавших плеши под париками, и даже для солдат в походе. Последние много страдали, поддерживая свои причёски в порядке - причесавшись, сначала мазали волосы салом (вместо душистой барской помады), потом, смочив квасом, заплетали косу и посыпали всё это мукой вместо пудры. Докучные хлопоты, никакой практической необходимости, неудобства и отчаянная негигиеничность. И у господ в волосах водились падкие до рисовой пудры насекомые и кровососущие паразиты, так что бесконечно изобретались блохоловки разного типа. А тут натуральное сало с квасом и мукой.Тирания моды!

В XIX веке напудренный мужчина был уже более, чем странен. И никаких накрашенных женщин! Только натуральная красота - малейший след пудры казался вызовом, приметой куртизанки. И тут мода была жестока, только противоположным образом - не разрешая хоть чуть-чуть оживить краски лица.

Так продолжалось и впредь.
Девушка 1930-х, не выщипавшая брови в ниточку или начисто, чтоб вместо них нарисовать тончайшие дуги или капризные, еле заметные стрелки, выглядела деревенщиной.
Девушка 1950-х, у которой брови выщипаны в ниточку, считалась старомодной - нужны брови-арки сочного рисунка. И к этому - алая помада! Которая стала смешна в 1960-е, когда губы засияли фосфорицирующим космическим блеском невероятных холодных цветов.

И так до бесконечности.
Раз нужно, значит нужно.
Будем снова иными. Как требует мода.
Она всегда требует, а не позволяет. Грех над этим смеяться!
Потому - больше никаких карикатур.

  • 1
При всем моем обожании тебя, ты, как любая телка, ошиблась орудуя рашпилем.

Устали все, детка, от наносного.

Я, и мои друзья, всю жизнь носили что нравится. Все в футболках, а тебе куртку легкую из хлопка чистого нравится носить? И чо?

Все бородки оращивают и муженятся щетиной, а ты бреешься, как обычно. И чо?

Моду сломала не привычка. Не обыватели. А мы, кто на нее хуй ложил всегда и поклал.

...-попросите Вашего интервью на телевидении... Вас напудрят перед камерой, как мельника. Перед любой камерой в студии... Эпосы о злоупотреблении Северянина и Есенина пудрой.., - это - эпосы...

Неожиданно - остановился взгляд на том, когда несведущий человек прорицает о его очевидном неведении, как об истине в последней инстанции. При этом - верит себе :)))

Edited at 2016-07-10 07:06 pm (UTC)

насет картошки ДРОВ ПОДЖАРИТЬ

Алло, гараж? А вы в курсе зачем пудрят людей обильно на тиви?

Вы блять когда-гтбудь на пляже летом в косюме бывали? Когда жаоит со всех сторо? На тиви - софиты. Адский огонь.

И да, пудрят как мертвых и хуярят кремы сантиметрами. Чтобы ты, олень, не увидел как твоя обожаемая женщина вжизни потеет каплями так же как и ты.

Театральный (он же используется на ТВ) грим - как раз предок тонального крема. Это вовсе не пудра. Пудрой уже поверх него проходятся, но тон и так не блестит. Он для того и нужен. Дикторы и ведущие на ТВ не блестят физиономиями, только гости студии, когда пот пробьёт пудру.

Старинные свинцовые белила (страшно ядовитые; считается, от них мёрли, как мухи, жёны Ивана Грозного) тоже растирались в пасту, которую намазывали на лицо.

Я не в курсе, дорогая, чем именно. Но когда вел прямые эфиры на халтурах первого в провинции, меня красили по полчаса всякий раз. У меня же еще и нос сломан. Выводили там всяко. Как вы, девочки, только выдерживаете это. Я натурально бесился ))

Испытываешь радость художника. Когда результат хорош.

В тебе стремление пусть не к совершенству, но, скажем, к качеству видно. И получается.

Захвалю тебя сегодня и за прошлое, и авансом )

Edited at 2016-07-11 08:10 am (UTC)

И я, кстати, из тех мужчин, что любят своих девочек без краски. Прямо даже можно сказать, обожают ))

Edited at 2016-07-11 08:02 am (UTC)

Я тебе никогда каменты не оставлял вроде. Уж больно ты великолепные посты пишешь всегда. Стыдно отмечаться как сегодня в стиле "+1". Но уж прости сегодня.

спасибо за рассказ, очень интересно и забавно.
кажется, что сейчас скорость этой модной карусели просто запредельная какая-то..

за модой не угнаться :-)

Действительно, что смешного в современной моде?))) В пору оплакать естество искалеченного человека...
А во времена Олеария и Герберштейна косметика была необходима для сокрытия естества, и мазались кто чем мог ( кто импортными ядовитыми белилами и помадами, а сто смальцем и мукой), чтобы не сглазил какой заезжий иноземец или соседка не добрая...)))

"Он остался уделом ... Варламова, который не велит надев

хе-хе, "носите носки под сандалии" ( Игги Поп рекомендуе)
http://www.youtube.com/watch?v=s4xnyr2mCuI
0:50

  • 1
?

Log in

No account? Create an account