EPISTULARUM

Ничего трудного: только жить согласно своей природе. Трудно это лишь по причине всеобщего безумия


Previous Entry Share Next Entry
"ЭТОТ, КАК ЕГО... РЕАЛИЗЬМ!"
cambria_1919
бардо

Кино абсолютно натуралистичное искусство.
Какие бы диковинные сюжеты не выдумали сценаристы, мы всё равно видим на экране живых людей, облик и движения которых фиксирует техническое приспособление, инструмент оператора - кинокамера.
То есть мы видим либо знакомого нам актёра N, который однообразно скучает на работе.
Либо видим героя фильма, существование которого необъяснимым образом нас убеждает и захватывает.

В последнем случае перед нами искусство.
Когда убеждает.
А уж как этот эффект достигается, неважно.
Абсолютно неважно.

Брижит Бардо никогда не обучалась актёрскому мастерству.
Зато она успешно занималась в балетной школе, где приобрела лёгкость и свободу движений, грацию, органичность (никаких проблем "куда бы деть руки"). Всё это плюс оригинальная красота и непосредственность - и скоро Бардо прославилась на весь мир ролями взбалмошных чаровниц, став иконой стиля и чуть ли не главным продуктом французского экспорта своего времени.
Мега-звезда!

Но подлинный блеск звезде придаёт только по-настоящему значительная роль.
И вот Брижит подписывает контракт на главную роль в криминальном нуаре "Истина". Актриса должна сыграть трагедию провинциалки, приехавшей покорять Париж (сюжет пересказывать не буду, фильм лучше посмотреть).
Режиссёр - Анри-Жорж Клузо, "французский Хичкок", признанный мастер психологического триллера.
Работа предстояла серьёзная.

Брижит терпеть не могла репетиций и больше надеялась на собственную интуицию в момент съёмки.
Одним из первых снимался эпизод, в котором героиня Бардо горько рыдает.
Клузо, как принято у режиссёров, пытался так настроить актрису, чтобы она реально заплакала на камеру. Для этого ей надо сосредоточиться.
Бардо вспоминала:
"На съёмочной площадке стояла гробовая тишина. Все ждали моих слёз. Закрыв лицо руками, я думала о родителях, о том, какой трагедией была бы их смерть. Сквозь пальцы я видела, как рабочие поглядывают на часы, слышала чей-то кашель. И вдруг я осознала, до чего всё это смешно, залилась нервным смехом и никак не могла остановиться.
Съёмочная группа так и ахнула.
Клузо подбежал и в ярости влепил мне пару звонких пощёчин. Не раздумывая, я тотчас дала ему сдачи.
Он остолбенел!..
Вне себя - его смертельно оскорбили, унизили при свидетелях! - он со всей силы наступил мне на ноги своими каблуками. Я была босиком. Я взвыла и разрыдалась от боли. Он тут же скомандовал "мотор!" - ему только и надо было, чтобы снять сцену!"
Снято!

Хромая на обе ноги, Брижит побрела в гримёрку и потребовала судебного исполнителя, чтобы зафиксировать травму и призвать Клузо к ответу.

Но съёмки продолжались.
По сценарию героиня наглоталась барбитала и бредит.
"Мне эти вещи были, увы, хорошо знакомы... Я думала, что выгляжу в полукоматозном состоянии естественней некуда, но Клузо не нравилось... Гримёры наносили мне пену в уголки рта, глицериновый пот на лоб".
Вконец измученная бесконечными репетициями актриса попросила две таблетки аспирина - у неё адски разболелась голова. Клузо принёс две таблетки и стакан воды.
"Я почувствовала себя странно: какое-то оцепенение сковало меня, глаза весили по тонне каждый, я слышала, как сквозь вату..."
Снято!
Домой абсолютно бесчувственную Брижит отнесли на руках рабочие.
Она проспала 48 часов - оказывается, Клузо дал ей не аспирин, а сильнейшее снотворное.
"...сцена была снята с натуры и получилась более чем правдивой. Таков был Клузо - он не отступал ни перед чем, если хотел добиться своего".

Другие сцены тоже шли трудно для Бардо.
Она была измотана эмоционально и съёмками, и преследованиями папарацци, и страстным, мучительным романом с партнёром по фильму (это был Сами Фрей - кто видел старое костюмное кино "Анжелика и король", должен помнить его в роли коварного восточного красавца-посла).
Клузо "подливал масла в огонь, проводя параллели между моей жизнью и жизнью моей героини. Я ведь оставила мужа и ребёнка, а мой любовник оставил меня... Подавленная, целыми днями в слезах, я терпела пытку этой двусмысленной ситуации".

Однако теперь самые драматичные сцены Бардо играла с ненаигранным отчаянием.
"... я никогда не была актрисой. Я никогда не влезала в шкуру моих героинь - я натягивала на героинь мою шкуру. Существенная разница".

К финальной сцене самоубийства в тюрьме Брижит подошла в полном отчаянии.
И Клузо сознательно держал актрису в состоянии глубочайшей депрессии.
"Бледная, исхудавшая, полубезумная, я должна была надавить стеклом от разбитого зеркальца на левое запястье, одновременно сжав в руке резиновую грушу с гемоглобином. Я почувствовала. как липкая тёплая жидкость течёт по руке. Было полное ощущение, что я в самом деле покалечила себя, и слёзы сами брызнули из моих глаз, которые постепенно закатывались."
Снято!

Съёмки завершены. Вконец измученная Бардо согласилась отдохнуть в уединённом доме у подруги Мерседес -"я дала перевезти меня, как мебель".
Там актриса встретила 26-й день рождения. Была откупорена бутылка шампанского. Брижит захотела остаться одна - "я устала, я лучше посплю".
"Как только Мерседес уехала к друзьям, я прикончила шампанское, запивая каждым глотком таблетку имменоктала. Хватило на всю упаковку. Я твёрдо решила умереть".
Причём точно так же, как героиня "Истины".
Они теперь были одно.
Брижит вышла за дверь, отошла от дома, легла на землю и перерезала запястья лезвием.
Хорошо, что Мерседес забеспокоилась и быстро вернулась домой. Она подняла на ноги окрестных фермеров. Актрису искали с фонарями по всей округе.
"Меня нашли, я ещё дышала, но очень слабо - лежала в глубокой коме, вся перепачканная кровью и землёй".

Потом была психиатрическая клиника, врачи, смирительная рубашка, реабилитация, шум в прессе ("меня подняли на смех - ведь у меня хватило наглости не умереть") - и озвучание фильма "Истина"!

Финал этой истории глазами самой Брижит Бардо:
"2 ноября 1960 года фильм "Истина" вышел на парижские экраны. Меня, разумеется, не было на премьере. Фильм имел огромный успех.
Ценой своей жизни я наконец стала титулованной актрисой?
...актрисой, которой я никогда не была.
Фильм получил награды на многих фестивалях, а я была признана в нескольких странах лучшей актрисой года.
Что ни говори, а приятно!"

Последние слова таки принадлежат истинной актрисе.

  • 1
не смотрела этот фильм...

Это да,-искусство всегда убеждает. Люблю фильмы с Бардо.

В жизни бывает справедливость. Вот так Клузо завершал жизнь: "В условиях французской новой волны фильмы Клузо начинают казаться публике старомодными и перестают пользоваться спросом. Сильным ударом стала внезапная смерть жены в 1960 году. Режиссёр попытался приспособиться к новым художественным веяниям. После многих недель радикального экспериментирования на съёмках картины «Ад» (1964) он был госпитализирован с сердечным приступом. Крупнобюджетная лента так и осталась незаконченной[7]. Сценарии, над которыми режиссёр работал в конце жизни, также не были реализованы." (Википедия)

Представьте: 13 лет нереализации всего, практически в одиночестве - это, наверное, наиболее страшная вещь для человека искусства. Вывод простой - не надо доводить людей до попыток самоубийства, аукнется ведь

Очень люблю Б.Б. и ее книгу, которую вы здесь процитировали. Она сама считала роль в фильме "Истина" своей лучшей ролью. Она и правда там замечательна: легкомысленная, влюбленная, страдающая. И очень красивая. Трансформированный и вечный образ Кармен - очень женственный и женский.
Сэми Фрей тоже потрясающе красив в этом фильме. "Мы любили друг друга, только не одновременно" - эта фраза героини не только о жестокости ее возлюбленного, но, мне кажется, она и о том трагическом несовпадении и непонимании в любви мужского и женского начал. Как у Бунина в "Темных аллеях".
Есть что-то, что не дает нам понять друг друга до конца, и это трагично.


Прямо захотелось посмотреть!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account