EPISTULARUM

Ничего трудного: только жить согласно своей природе. Трудно это лишь по причине всеобщего безумия


Previous Entry Share Next Entry
ШИПОВНИК и другие ароматы времени
cambria_1919
Анна Андреевна1

Память каждого человека устроена по-своему. Кто-то лучше помнит лица и слова, кто-то "случаи из жизни", кто-то - зримые картины давно ушедшего, пейзажи, мелочи быта.

У Ахматовой было так: "...память обостряется почти болезненно: голоса, звуки, запахи, люди..."
Именно в этом порядке.

Стихи её были так настроены, что запахам там почти не оставалось места.
Зато в воспоминаниях запахи оживали всегда. И часто прежде картин.
Когда у других она замечала фальшивую ноту аромата, то даже сердилась:

"Глазам не веришь, когда читаешь,что на петербургских лестницах всегда пахло жжёным кофе. Там часто были высокие зеркала, ковры. Ни в одном петербургском доме на лестнице не пахло ничем, кроме духов проходящих дам и сигар проходящих господ".

Петербургская парадная!
Запах кофе таки мог разноситься, только не здесь:

"Товарищ, вероятно, имел в виду так называемый "чёрный ход" (ныне, в основном, ставший единственным) - там, действительно, могло пахнуть чем угодно, потому что туда выходили двери из всех кухонь. Например, блинами на Масляной. грибами и постным маслом в Великом посту, невской корюшкой - в мае. Когда стряпали что-нибудь пахучее, кухарки отворяли дверь на чёрную лестницу - "чтобы выпустить чад" (это так и называлось), но всё же чёрные лестницы пахли, увы, чаще всего кошками".

"Фламандской школы пёстрый сор", кухаркины бусины бытовых мелочей.
И это тоже Ахматова. Неожиданная.

О том, "из какого сора" рождались и самозарождались (она это различала!) стихи, он помнила до мелочей. Помнила аромат, который им помогал или мешал родиться. Чаще помогал.
"Зато какой был запах мокрой кожи в извозчичьей пролётке с поднятым верхом во время дождя. Я почти что все "Чётки" сочинила в этой обстановке, а дома только записывала уже готовые стихи..."

Ещё один натюрморт запахов (можно так сказать? если не так, то как?), написанный Ахматовой.
Шаг за шагом идём и вдыхаем.

"Запахи Павловского Вокзала. Обречена помнить их всю жизнь, как слепоглухонемая. Первый - дым от допотопного паровозика, который меня привёз - Тярлево, парк, salon de musique (который называли "солёный мужик"), второй - натёртый паркет, потом что-то пахнуло из парикмахерской, третий - земляника в вокзальном магазине (павловская!), четвёртый - резеда и розы (прохлада в духоте) свежих мокрых бутоньерок, которые продаются в цветочном киоске (налево), потом сигары и жирная пища из ресторана. А ещё призрак Настасьи Филипповны".

Призрак оттого, что в Павловске, на концерте в Вокзале (salon de musique - концертный зал) разыгралась одна из самых драматичных сцен "Идиота".
Любопытно, что у Мандельштама запахи Павловского вокзала частью те же - "испарения буфета", частью иные - "сыроватый воздух заплесневших парков, запах гниющих парников".
Иная настройка обоняния!
Для Ахматовой парки всегда благоуханны.


Если какой-то из ароматов большого мира и упоминается в стихах Анны Ахматовой - причём не раз! - то это запах цветущего шиповника. Её любимый.

"Стихи могут быть связаны с запахами духов и цветов. Шиповник в цикле "Шиповник цветёт"действительно одуряюще благоухал в какой-то момент, связанный с этим циклом".

Сколько же было шиповника вокруг, если пах он одуряюще - такой нежный, не то, что сирень или гелиотроп.

О аромат шиповника!
В наш век, когда тебе дарят голландские розы, а они пахнут в лучшем случает морковкой.
В худшем - приёмным покоем.

  • 1
очень интересно
да, нынешние розы лучше всего выбирать носом, некоторые благоухают!

Если бы собаки умели сочинять стихи - они бы гениально могли о запахах написать. Только мы бы
не поняли.

Да, ароматы нынче, как будто, идентичные натуральным.

Да. И цветочные магазины скорее , как у Мандельштама - "запах гниющих парников" и формалина.

Для меня важны запахи... Липа, черемуха... С ними много связано.
а еще запахи у меня имеют цвет

Я такова же. Могу и вообразить знакомый запах. Вот вы о липе написали - и я запах её вспомнила. Июнь! Очень люблю. В отличие от персидской сирени.

До собачьей чуткости доходит. На лестнице чую, кто из соседей только что прошёл (не значит, что немытый). У почтовых ящиков в подъезде по запаху чувствую, кто уже забрал газеты, а кто нет (дырок, чтоб увидеть, нет).
Потому редко пользуюсь духами (слишком резко пахнут, мешают). Дезодоранты только самые нейтрально-травянисто-нежные.



Очень красиво. Запахи - это воспоминания. Прочитала одно только слово "гелиотроп" в тексте, и сразу закружились передо мной все жаркие июльские вечера с чаепитиями на дачной веранде.

я к запахам очень чувствительна

сирень, черёмуху, лилии, жасмин могу только в открытом пространстве переносить и то с трудом

шиповник бывает очень сильно пахнет, как розовое масло раньше было
я его на дух не переношу :-)

Любопытно, что розовое масло пахнет не розами. Таки иначе.
Все эфирные масла - меня это очень удивило - не вполне похожи запахом на "натуру". Сами по себе, дают иной тон. И скажем, ландышевые ароматы (Диор и пр.) или роза в парфюме имитируются сложными добавками. То есть создаётся иллюзия "того самого" аромата. Искусство!

В начале 20 века очень любили и крепкие духи, и пахучие цветы - резеду, гелиотроп, душистый табак, матиолу, левкой. Сейчас их редко встретишь. Говорят, аллергиков стало много, а клумбы не должны вредить.

да у эфирных масел совершенно другой запах

Миро вовсе не дура. Многое мне у неё неприятно(но каждый человек абсолютизирует свой опыт и свои собственные представления), а со многим согласна, и тут нет никакого двуличия.

Люди вообще-то существе достаточно сложные. Чем и интересны.

Не думаю, что Миро принесла окружающим много зла, крала деньги, приватизировала за копейки предприятия, кого-то била или выгоняла из дому и пр., чего я простить в самом деле не могу.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account