cambria_1919 (cambria_1919) wrote,
cambria_1919
cambria_1919

DIVINA ухищрения красоты

ренессанс

Женщины идут на всё, чтобы нравиться мужчинам.
Они хотят быть красивыми.
А что такое красота, кажется, решают они сами!

Ещё в апокрифической "Книге Еноха" (1 в.н.э) описано, как ангел Азазель "обучил женщин искусству обводить глаза сурьмой и подкрашивать веки, чтобы стать красавицами; он показал им самые прекрасные и самые дорогие камни, а также все притирания и краски, и весь мир от того переменился".

Женщина отправились в путешествия за красотой, то и дело меняю направление поисков - потому что женщина не терпит однообразия.
Дамы хотели быть то бесплотными феями, то сдобными пышками, то загадочными и томными незнакомками, то наивными, как дети. Мода стала олицетворением преходящего - и всего того, что делается смешным назавтра после всеобщего признания.

Эпоха Возрождения была одержима идеей красоты. Античные трактаты, где каноны красоты разложены по полочкам и описаны формулами, стали невероятно популярны.
Пока гении искусства выводили, что в идеальном теле расстояние от локтя до кончиков пальцев равно 1/5 роста а от локтя до подмышки - 1/8 и т.п., женщины занимались практикой.

То были серьёзные занятия.
Светские красавицы старались походить на мадонн, которых в несметной количестве писали мастера Ренессанса.
Или мастера Ренессанса старались, чтобы их мадонны походили на светских красавиц?
Во всяком случае, требовалось, чтобы красавица напоминала мадонну и имела возвышенно-изысканный юный облик. Обязательно!

Она была, конечно, белокура.
Для темноволосых итальянок это требование было сущим наказанием. Но они терпели: часами сидели на солнцепёке, чтобы волосы, намазанные кислой микстурой bionda, как следует выцвели.

Впрочем, это было ещё не самой неприятной процедурой.
Высокий чистый лоб, придающий лицу ангельскую утончённость, тоже был обязателен. Простое выбривание не годилось, нужна была идеальная и естественная гладкость.
Проводилась эпиляция: волосы у корней покрывались смесью из аурипигмента (это сульфид, между прочим, мышьяка!) и негашёной извести. Адски едкая смесь изводила растительность и придавала лбу нужную высоту. Чтобы ни один волосок тут больше не появился, дело довершали, смазывая модный лоб кровью летучих мышей или лягушек, соком цикуты или золой, вымоченной в уксусе.

Те волосы, что ещё оставались на голове, должны были быть обильны: в моде сложные причёски. Шевелюры лелеяли - волосы мыли подобием шампуня из золы, яичных белков и мыла.
Существовали и аналоги питательных масок для кожи головы. Корни волос натирались порошком, в состав которого входили истолчённые крылышки пчёл и шпанских мух, орехи и пепел от сожжённых ежовых игл.

Странные секреты красоты - свидетельство того, что косметика не вполне ещё отделилась от магии и алхимии.
Чем ингредиент причудливее и противнее, тем он казался действенней.

А красавица, помимо пышности волос, добивалась гладкости и белизны кожи.

Рецептов отбеливающих снадобий имелось множество. Большинство средств - на кислой основе, которая вызывает отшелушивание.
А вот для пущего эффекта чего к этой кислоте только не примешивали! Так, аптекарь Алессандро Пикколомини рекомендовал мазь, состоящую из кошачьих эксткрементов, смешанных с уксусом. Изнеженная аристократка Катерина Сфорца вместо кислоты отбеливалась грудным молоком кормилиц - и не всех подряд, а тех, кто выкармливал мальчика.
Популярным способом получить отбеливающий эликсир было помещение в соляный раствор или уксус змей и голубей (это скорее магические и символические жертвы, чем практически действенные составляющие!)

Белизна и нежность рук обеспечивалась перчатками. Их натягивали на ночь, намазав изнутри смесью мёда, горчицы и миндаля.

Кажется, всё чудеса магической косметики пущены в ход, всё доведено до совершенства?
Забыли про улыбку!
Гнилые и чёрные зубы для ренессансной красавицы недопустимы - но и фаянсовая белизна не нравилась.
Зубы должны напоминать драгоценную слоновую кость или розоватый жемчуг.
Потому их натирали смесью толчёного красного коралла, винного камня, корицы, сушёных персиковых косточек и сушёной каракатицы (о, сушёная каракатица! да это же сурумэ - применялось и на другом конце света, в Японии, и тоже для укрепления зубной эмали и здоровья дёсен).

После столь долгих и часто тяжких трудов, переморив кучу лягушек и насекомых, претерпев едкость и жгучесть волшебных снадобий, дама наконец приближалась к идеалу.
Она прекрасна. Разумеется, естественной красотой!
Такой, чтобы галантный монах Аньоло Фиренцуола, большой любитель потеоретизировать насчёт женской прелести, мог воскликнуть:
"Красивая женщина - это самое прекрасное создание, а красота - самый великий дар, коим Господь когда-либо одаривал нас, и мы, созерцая красоту, возвышаемся до осознания красоты небесной"
Tags: Азазель, Френцуола, история красоты, косметика, сурумэ
Subscribe

  • ЕГО ЧЁРНЫЙ ЧЕЛОВЕК

    Ещё немного о Гончарове. Об авторе неспешного "Обломова", о выносливом и наблюдательном путешественнике, об усердном чиновнике и…

  • УБИЙСТВЕННО ПРОСТО И ЕЩЁ ПРОЩЕ

    Нет, я не зациклилась на этой теме. Нет, рыться в бесконечном развале второразрядных сериалов нелепо, и я не буду этого делать. Третьеразрядных – тем…

  • ВОРОВСТВО. УБИЙСТВЕННО ПРОСТО!

    Пятый канал бесконечно гоняет по кругу сериал «След» Это детективные истории о доблестных экспертах с синеватыми лицами; эксперты работают в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments