cambria_1919 (cambria_1919) wrote,
cambria_1919
cambria_1919

Categories:

КУПИ, КУПИ, КУПИ про это

"Сколько просьб у любимой всегда!
У разлюбленной просьб не бывает".
Это из Ахматовой.
Но речь будет не о ней.
Речь о женщине, к которой Ахматова относилась с неприязнью - и было за что.

Лиля Брик была любима почти всегда. И уж точно она умела сделать так, что все её просьбы выполнялись.

В 1928 году Маяковский собирался в очередную зарубежную поездку.
Ездил он за границу много и часто. Зачем ездил, тут не место обсуждать, потому что будем просто читать его записную книжку.
В ней нет заготовок для стихов, черновиков прозы.
В эту книжку Лиля Брик вписала свои просьбы.

Маршрут поэта был такой: Москва-Берлин-Париж.
Потому очень конкретные желания расписаны по маршруту:

"В БЕРЛИНЕ:
Вязаный костюм №44 тёмно-синий (не через голову). К нему шерстяной шарф на шею и джемпер, носить с галстуком.
Чулки - очень тонкие, не слишком светлые (по образцу).
Дррр...- 2 коротких и один длинный.
Синий и красный люстрин"

Маяковский имел уже приличный опыт шопинга и с такими поручениями вполне справлялся. Лилины размеры тоже знал хорошо.
"Дррр" - так Лиля называла застёжки-молнии, которые нам привычны, а тогда были модной новинкой. Их привозили из-за границы, а советские модницы застёгивали одёжки на старорежимные пуговки, крючки и кнопки.
Люстрин - популярная тогда тонкая шерстяная ткань, жестковатая, но с глянцем. Шла на костюмы.

Следующая страничка:
"В ПАРИЖЕ:
2 забавных шерстяных платья из очень мягкой материи.
Одно очень элегантное, эксцентричное из креп-жоржета на чехле. Хорошо бы цветастое, пёстрое. Лучше бы с длинным рукавом, но можно и голое. Для встречи Нового года.
Чулки. Бусы (если ещё носят, то голубые). Перчатки.
Очень модные мелочи. Носовые платки.
Сумку (можно в Берлине дешёвую, в K.D.W.)
Духи: Rue de la Raix, Mon Boudoir и что Эля скажет. Побольше и разных. 2 кор. пудры Arax. Карандаши Brun для глаз, карандаши Haubigant для глаз".

Парижское задание, конечно, посложнее, но Маяковскому приходила на помощь сестра Лили Эльза Триоле (Эля), которая жила в Париже. "Голое платье" в Лилином словаре - без рукавов, с большим декольте, с открытой спиной. Типичное вечернее платье тех лет.

Теперь самое главное Лилино желание.
Это совсем не мелочь вроде носовых платков и карандашиков для глаз.

"МАШИНА.
Лучше закрытая - conduite interiere - со всеми запасными частями, с двумя запасными колёсами, сзади чемодан.
Если не Renault, то на пробку.
Игрушку для заднего окошка.
Часы с заводом на неделю.
Автомобильные перчатки.
Всякую мелкую автомобильную одёжу, если будет машина.
Машина лучше закрытая. Со всеми запасными частями. - Сзади чемодан. - Автоперчатки".

Маяковский совершенно не разбирался в технике, потому характеристику желаемой машины Лиля на всякий случай повторила. И про перчатки. "На пробку" - здесь располагается Лилин рисунок.

О машине она мечтала страстно.
Водить хотела сама.
Это было шикарно и модно - дама за рулём. Особенно после автопортрета гламурной "баронессы с кистью" Тамары Лемпицкой за рулём в зелёном Бугатти.

Записная книжка - это хорошо.
Но и Лилины письма-напоминания летели к Маяковскому в Париж:
"Про машину не забудь: 1) предохранители спереди и сбоку,2) добавочный прожектор сбоку, 3)электрическую прочищалку для переднего стекла, 4) фонарик сзади с надписью "стоп", 5)обязательно стрелки электрические, показывающие, куда поворачивает машина, 6) тёплую попонку, чтобы не замерзала вода, 7) не забудь про чемодан и два добавочных колеса сзади. Про часы с недельным заводом.
Цвет и форму (закрытую-открытую) на твой и Эличкин вкус. Только чтобы не была похожа на такси. Лучше всего "бьюик" или "рено". Только не "амилкар"! Завтра утром начинаю учиться управлять".

Маяковский жаловался, что денег у него маловато (он зарабатывал на месте выступлениями, писал сценарии для кино). "Ввиду сего на машины только облизываюсь - смотрел специально автосалон".

Лиля в нетерпении. Телеграмма от неё: "Телеграфируй автомобильные дела. Целую. Твоя Киса".

Наконец свершилось!
Телеграмма от Маяковского: "Покупаю рено. Красавец серой масти 6 сил 4 цилиндра кондуит интерьер".
Всё, как просила она, Киса.

И вот автомобиль ("реношка") в Москве, а Лиля за рулём.
Это совсем отдельная история, проиллюстрированная фотографиями Александра Родченко.
Возможно, история эта не так эффектна, как знаменитая картина Лемпицкой, но для тогдашней России это много, очень много.
И годы спустя Лиля с удовольствием вспоминала:
"Я, кажется, была единственной москвичкой за рулём, кроме меня, управляла машиной только жена французского посла".

Такая женщина.
Николай Асеев записал свой разговор с Маяковским. Тот повторял:
- Лиля всегда права.
- Даже если она утверждает, что шкаф стоит на потолке? - съязвил Асеев.
Маяковский нашёлся мигом:
- Конечно. Ведь с позиции нашего второго этажа шкаф на третьем этаже действительно стоит на потолке.
Tags: Лиля Брик, Маяковский, история вещей, странности любви, шопинг
Subscribe

  • АЛЕЕ, ЧЕМ РОЗА

    С древности свежий румянец лица был знаком красоты и здоровья. По Далю, румяный – «яркаго, но нежнаго, приятнаго алого…

  • ВЕСЫ ДЛЯ РОМАНТИКА

    Диетологам в старину было не до наружности пациентов. Остались бы те живы! Их приглашали, чтобы выходить больных. То есть отпоить бульоном и…

  • ПОРТРЕТ УВЯДАЮЩЕЙ РОЗЫ

    Кино начиналось как фабрика грёз. Это сейчас слишком много наделано триллеров и ужастиков. А когда-то зритель в основном шёл в кинозал,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • АЛЕЕ, ЧЕМ РОЗА

    С древности свежий румянец лица был знаком красоты и здоровья. По Далю, румяный – «яркаго, но нежнаго, приятнаго алого…

  • ВЕСЫ ДЛЯ РОМАНТИКА

    Диетологам в старину было не до наружности пациентов. Остались бы те живы! Их приглашали, чтобы выходить больных. То есть отпоить бульоном и…

  • ПОРТРЕТ УВЯДАЮЩЕЙ РОЗЫ

    Кино начиналось как фабрика грёз. Это сейчас слишком много наделано триллеров и ужастиков. А когда-то зритель в основном шёл в кинозал,…