EPISTULARUM

Ничего трудного: только жить согласно своей природе. Трудно это лишь по причине всеобщего безумия


Previous Entry Share Next Entry
ОБМАНУТЬ КОРОЛЯ галантность во вкусе Ренессанса
cambria_1919
франциск

Есть видные особы, удачливые далеко не во всём, но таки сумевшие многое изменить по своему вкусу.

Таким был французский король, которого в русской традиции называют Франциском I (1494-1547).
Ему очень нравилось прозвище "король-рыцарь". Воевал он много, с переменным успехом (даже просидел в испанском плену пять лет) - и по итогам не слишком удачно.
Однако известную Европе физиономию Франции переменить ему таки удалось.

До Франциска французы считались довольно скучными и провинциальными, что было немудрено на блестящем фоне ренессансной Италии.
Французскому шевалье, как ни странно, чтобы прослыть изысканным и просвещённым кавалером, надо было владеть итальянским и испанским языком и следовать модам этих стран, тогда самых богатых и передовых. Точно так, как уже лет 150 спустя вся галантная Европа щебетала и одевалась по-французски!

Начало галломании положил именно Франциск.
Это был высокий и статный красавец (так говорили; французские художники той эпохи ещё не выучились лести, потому о красоте короля всё-таки можно спорить). Одевался он с отличным вкусом и если не по роскоши, то по элегантности явно выиграл сравнение на "поле золотой парчи" у другой тогдашней знаменитости - Генриха VIII Тюдора.

Франциск обожал искусства и литературу. Он много строил и оставил после себя великолепные Шамбор и Фонтенбло.
При его дворе закончил дни великий Леонардо да Винчи, а "Джоконда" висела в ванной комнате короля (справедливости ради, эта ванная была роскошным просторным помещением, где король даже давал аудиенции, сидя в ванне).
Приглашал Франциск к себе пожить и Эразма Роттердамского, блестящего писателя и главного интеллектуала тогдашней Европы (Эразм благоразумно уклонился от этой чести).

А ещё Франциск коренным образом изменил придворные нравы. Этим нравам тут же стали подражать, и они до самой Великой Революции считались обязательной чертой галльского нрава.
Неуёмный женолюб и волокита, король создал целый культ галантной любовной связи. Беззаконная интрижка перестала быть позорной и порицаемой. Франциск терпеть не мог мужей, влюблённых в собственных жён, и женщин, у которых нет любовников. Таких придворных он прямо призывал раскрепоститься и быть, как все, то есть заводить романы направо и налево. Фаворитки короля затмевали скучных супруг (женат Франциск был дважды) и царили, как настоящие королевы.

Куртуазные обычаи той эпохи теперь не выглядят такими уж изысканными - манеры предстояло ещё шлифовать и шлифовать. Зато радости жизни потреблялись без особой застенчивости.
Вот галантная по тогдашним меркам история из любовной практики Франциска, невозмутимо рассказанная сьером де Брантомом:

"Слыхал я, что король Франциск однажды явился в неурочное время к некой даме, с которой у него была давняя связь, и принялся грубо стучать в её дверь, как настоящий повелитель".

Дама же пребывала в ту минуту в объятиях возлюбленного, господина де Бонниве. Влюблённые несколько растерялись и стали прикидывать, куда бы спрятаться любовнику. В ренессансных покоях ещё не было достаточно вместительных шкафов, выручающих героев современных анекдотов.
Выход был найден иной:

"На счастье, дело было летом, и камин был забит свежими ветками, как это принято у нас во Франции".
Дама посоветовала господину Бонниве спрятаться в камине.
Ведь ренессансные камины не похожи на теперешние - они отличаются внушительными размерами, поскольку происходят от средневековых очагов, в которых мог поместиться вертел, а на вертеле, скажем, барашек. Некоторые камины того времени высотой в полтора человеческих роста.

Господин Бонниве в одной рубашке бросился в камин, залёг там и прикрылся ветками.

"Король же, совершив то, что ему надо было от дамы, вдруг захотел облегчиться и, не найдя подходящей посудины, направился к очану и пустил струю прямо туда, сильно покропив бедного влюблённого кавалера; тот вымок, словно на него вылили ведро воды, ибо она, как из садовой лейки, потекла ему на лицо, в глаза... возможно, несколько капель просочились даже в глотку... Как не повезло незадачливому кавалеру, каковой не посмел и пальцем пошевелить, проявив чудеса выдержки и терпения"

Галантно попрощавшись с дамой, король удалился.
Дама же "позвала своего любезника продолжить прерванную забаву. Бна помогла ему умыться и дала другую рубаху"

Когда опасность миновала, влюблённые очень смеялись, хотя и перетрусили - если бы король заметил человека в камине, быть беде. Король поощрял чужие измены, но измен себе любимому не терпел.
В этом же случае получался целый сериал: "Дама эта была очень влюблена в господина Бонниве, но королю желала доказать обратное, хотя тот слегка её ревновал. Она же говорила ему :"Да господь с ним, сир, с этим Бонниве: он вбил себе в голову, что невозможно как красив, - и я поддакиваю ему, чтоб не разуверять... Он только смешон в моих глазах".

Дама отважно и ловко скрывала измену королю и страсть к голубоглазому красавчику Бонниве - столь же неудачливому воину и столь же неутомимому любовнику, каков был и сам Франциск.

Тут любопытно, кто же разболтал свету эту историю с любовником в камине - дама (вряд ли!) или сам тщеславный и смешливый Бонниве.

"Анекдот этот довольно нечист", как говаривал Пушкин, но демонстрирует, что в те времена называлось галантным приключением.

Впрочем, не стоит забывать, что главная литературная звезда эпохи Франциска - мэтр Франсуа Рабле с его "Гаргантюа и Пантагрюэлем".

  • 1
А может быть, король понял, что кто-то прячется в камине, и специально туда помочился? Вот прямо напрашивается такая мысль:)

Возможно. Король был любитель пошутить.
Но для дамы и кавалера никаких последствий не было - может, и не разглядел, что там в камине. Всё-таки спальни не освещались ярко, камин это углубление и т.д.

С интересом всегда, читаю Вас! Спасибо!

Чудесная картинка-пародия на портрет Франциска! Ваша? Браво!

Король решил поиздеваться изощренно ))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account