EPISTULARUM

Ничего трудного: только жить согласно своей природе. Трудно это лишь по причине всеобщего безумия


Previous Entry Share Next Entry
СОВСЕМ НЕ ПАТРИОТ
cambria_1919
Эта книга произвела в своё время небывалый фурор, хотя сейчас позабыта.
Называлась она "Geschichte der Malerei im XIX Jahrhunderte" - "История живописи в XIX веке".
Написал её Рихард Мутер. Имела она мировой успех, вызвала страстные толки, стала откровением и пересмотром всех прежних приоритетов.

"В неистовый восторг от новинки" пришёл и студент 3 курса юридического факультета Петербургского университета Александр Бенуа.
Как и его друзья, пылкие театралы и завсегдатаи выставок, однокашники по гимназии "Валечка Нувель, Дима Философов и кузен последнего Серёжа Дягилев, приехавший из Перми".

Книга была в трёх томах. В первом томе поместили оглавление всего издания.
Молодой Бенуа просмотрел это оглавление и увидел, что глава о русской живописи в книге отсутствовала.
Совсем!
Ни слова!

"Это представлялось тем более несправедливым, что были намечены главы, посвящённые не только скандинавским школам, но и польской. Между тем для меня не могло быть сомнения, что школа, давшая таких мастеров, как Левицкий, Кипренский, Брюллов, Бруни, Иванов, Федотов, Репин, Суриков и т.д., была по меньшей мере равноценна другим.
Итак, я очень обиделся за Россию, усмотрев странный пропуск в программе книги Мутера".

Надо сказать, студент Бенуа оказался не робкого десятка.
Он не просто обиделся, а сел и написал в Мюнхен автору книги. В письме он высказал своё изумление по поводу того, что русская живопись для Herr Doktor`а не существует.

Рихард Мутер ответил и честно признался, что никогда ничего толком о русской живописи не слыхал, и никаких русских художников, кроме Верещагина, не знает. Но если автор письма напишет недостающую главу, он будет признателен.
И даже денег заплатит.

Сначала такая грандиозная задача испугала Бенуа, но делать нечего - он взялся за работу.
Глава о русской живописи должна быть!
Вот только книг по истории русского искусства нашлось крайне мало, их можно было отыскать лишь в Академии художеств. Пришлось основательно потрудиться.

Но книги полбеды - издание было иллюстрированным, и в Мюнхен надо было прислать около тридцати репродукций.
А где их взять?
В 1893 году репродукций картин русских художников просто не было.
Даже знаменитых репинских "Бурлаков" Бенуа отыскал лишь в виде литографии с рисунка пером - совсем не то, что нужно.
Что уж говорить о Левицком или Венецианове!
Выручил приятель Бенуа, фотограф-любитель (редкое тогда увлечение и технически непростое). Звали его Зозо (Вячеслав вообще-то!) Россоловский. Он и снял картины старых мастеров довольно прилично.

В общем, русская живопись таки появилась в знаменитой книге Мутера среди прочих европейских школ.
Бенуа и его приятели были счастливы.

Это стало началом их наступления на Запад.
Что они устроили позже, известно всем.
Группа (из дружеского кружка выросло мощное художественно объединение) и журнал "Мир искусства".
Выставки русских художников в Европе.
Гастроли Шаляпина и триумф "Бориса Годунова" Мусоргского - с тех пор этот шедевр воцарился на мировой сцене.

И наконец, "Русские сезоны" и русский балет, показанные всему свету.
"После наших постановок те дорогие и сложные академические постановки , которыми тогда ещё гордились "образцовые" (но сколь омертвевшие) театры - "Opera" и "Opera Comique", должны были показаться мишурными и жалкими. Наконец, после наших артистов, после нашего балетного ансамбля Academie de Dance вдруг потеряла свой стародавний престиж".
Вот так.

Всё это уже было в России, жило, цвело и развивалось, но никто об этом на Западе и не подозревал.
То, чего не знаешь, для тебя просто не существует, ведь так? Россия - страна варваров.
Оказалось, страна гениев.

Сам Александр Бенуа стал художником, критиком и историком искусства.
Вот что значит как следует рассердиться, когда в книге нет необходимой главы!
Конечно, всё, что получилось, получилось бы всё равно - но первый шаг всегда важен.
"Как это нет в России живописи?"

Во всей этой истории забавнее всего, что Бенуа вовсе не был пламенным патриотом в привычном понимании этого слова.
Он вообще-то и русским не был - в годы Второй мировой войны писал так: "...в моей крови сразу несколько (столь между собой завраждовавших) родин - и Франция, и Неметчина, и Италия. Лишь обработка этой мешанины была произведена в России, причём надо прибавить, что во мне нет ни капли крови русской".
"Даже в гомеопатической дозе", как он часто шутил.

Родился Бенуа в довольно герметичной, типично петербургской среде архитекторов и музыкантов, некогда прибывших в Россию по приглашению, осевших здесь, но так толком и не обрусевших (многие его родственники оставались иностранными подданными, кузены отбывали службу в иностранных армиях и пр). Сам он сравнивал свой круг с Немецкой слободой времён Петра Великого.
Рос и жил он исключительно в Петербурге и окрестностях, иной России почти не видел, не знал, не понимал, стало быть, любить не мог. И не любил.

Зато он создал настоящий культ Петербурга - Petersburg uber Alles.
Патриотом Петербурга он был неистовым, горячим, обожающим всё петербургское до мелочей - ему тут нравилось абсолютно всё.
В эмиграции, в Париже:
"Я трепещу, когда встречаю у букиниста хотя бы самую банальную фотографию, изображающую и наименее любимый когда-то уголок Петербурга".

Местный патриотизм - patriotism de clocher по Бенуа - тоже великая сила.
Как всякая любовь.
Главное, чтобы она была.

  • 1
Как понравилось.... Спасибо. Конечно, мне было известно имя Бенуа, но только имя и принадлежность миру искусства. А здесь я узнала человека. Живого человека.

Не являюсь вашим политическим сторонником, но пишете вы захватывающе интересно. "Россия - страна гениев, а не варваров". Увы, страна гениев и варваров одновременно.
"Россия пребудет во веки веков Под боем державных курантов Страной казнокрадов, святых, мудаков, Пропойц и блаженных талантов". Губерман

Edited at 2017-11-08 07:29 pm (UTC)

Речь о том, что о гениях не подозревали.

А варваров всюду своих хватает. Как и гениев.

У Вас всегда очень интересные посты. Узнаю много интересного, как и в этот раз.

Вот так камешек покатится и сорвет лавину, а один человек ихменит ход истории! Как всегда, спасибо за посты огромное!


Спасибо. Как красиво написано!

Увы, "Русские сезоны" это была очень краткосрочная "лавина". Они иногда случаются, вроде очередного всплеска интереса на волне Perestroyka, но правила это не отменяет. Когда мне в руки попала книга "История искусств" Янсона, я тоже был удивлён, что в такой подробной монографии не нашлось ни слова о наших художниках. Или взять формат переводных "Детских энциклопедий" - в оригинале там даже в рубрике "Космос" про Гагарина абзац, а про Аполлоны - разворот. Не думаю, что это от незнания.

Знают то, что хотят.
Потому-то и энтузиасты Бенуа и Дягилевы нужны, чтобы сделать неведомое существующим и зримым.

Кстати, ведь они сначала выставки и балеты в России затевали - тут ведь тоже своего не знали. И Русские сезоны только потому были лишь в Париже, что предполагавшиеся спектакли в Мариинском театре не состоялись. Хореограф Фокин и его товарищи не поладили с Матильдой Кшесинской - и пришлось убираться. В Париж.
Кшесинскую в Париже заменила Анна Павлова!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account