cambria_1919 (cambria_1919) wrote,
cambria_1919
cambria_1919

Categories:

ХИПСТЕР, ЛИШНИЙ ЧЕЛОВЕК...

Из разговора с сыном.
- А что, Онегин вроде хипстера?
- Это почему?
- Похож. Смотри: он за внешнюю и внутреннюю свободу, но постоянно крутится в свете. Не служит, делает, что душе угодно. Модный. Занимается то одним, то другим, ничем серьёзно. "Хотел писать - но труд упорный ему был тошен; ничего не вышло из пера его". Сейчас бы фотографировал, это нетрудно.
- А ещё?
- Одет в некий унисекс:

И из уборной выходил
Подобно ветреной Венере.
Когда надев мужской наряд,
Богиня едет в маскарад.

И шляпа-боливар у него. И "янтарь на трубках Цареграда" - кальян?
К тому же путешествовать любит - как же без этого? "Онегин был готов со мною увидеть чуждые страны" - это а самом начале, в первой главе, а потом, после дуэли, таки "начал странствовать без цели, доступный чувству одному". Куда хотел, туда и ехал, пока не надоело. Пушкин эту главу выбросил, потому что Онегин довольно скучный малый. Оригинал, но как все оригиналы тогда. Значит, совсем неоригинальный. "Чужих причуд истолкованье, слов модных полный лексикон".

Что-то в этом есть.
Почему-то, как ни желает Пушкин доказать, что Онегин живой и необычный характер, тот всё-таки не таков.
Скорее ожившая модная картинка. "Модный тиран".
От главы к главе Татьяна с её провинциальным интеллектуализмом, пылкостью, смешными суевериями и твёрдым характером всё больше и больше заслоняет титульного героя, и в конце концов да, её путешествие пешком по полям в покинутый дом Онегина оказывается важнее и интереснее, чем серьёзный маршрут Онегина ( Москва - Нижний Новгород - Астрахань - Кавказ - Таврида (Крым)- Одесса - Петербург).

Конечно, Онегин не хипстер (полных соответствий не бывает, это не в природе вещей).
Он денди эпохи заката дендизма, тогда утратившей уже привкус новизны.
Только не в деревне.

Денди.
То была тоже была чисто имиджевая культура, не задевающая никаких основ, сосредоточенная на образе жизни и внешности.
Да, свобода, да, самовыражение личности в эпоху скучной буржуазности и засилья посредственности.
Главное, чтобы личность была.
Остальное просто - "любите самого себя".

Самым знаменитым денди для России был лорд Байрон, который Пушкина (и Онегина, надо думать) сводил с ума своей гениальной экстравагантностью. Им зачитывались. Правда, во французских переводах.

Зато сам Байрон идеалом денди, как и все, считал Джорджа Браммела (великими людьми своей эпохи поэт почитал троих - Браммела, Наполеона и себя, причём Браммела ставил выше Наполеона).
Beau Brammel - красавчик Браммел ( в России его называли Брюммель, на французский лад) - поэтом не был.
Зато был гением стиля.

Он сам был собственным произведением - с головы до пят и в каждом движении и слове.
Непринуждённость походки и поз, их небрежность (как это слово любил Пушкин!), умение выделяться и изумлять как бы нехотя.
Это он.

В свете денди вёл себя так: всегда сохранял невозмутимость, поражал неожиданно блеском ума и остротами - и, поразив, внезапно и незаметно исчезал, оставив общество с открытым от восторга ртом.
Уйти по-английски! Вот что это такое.

Подобно хипстерам, денди одевались дорого, но неброско.
Костюм не должен был быть новым на вид (часто его давали немного поносить слуге или шкурили кое-где наждачком - ничего не напоминает?).
Цвета спокойные.
Да, брюки тоже были в обтяжку, очень узкие! А именно лосины. В Англии - леггинсы из шкуры оленя, надеваемые сырыми и облегающие идеально.
Гаджетов тогда не водилось никаких. Часов беспечные денди не наблюдали, хотя и имели.
Вместо айфона у денди в одной руке постоянно была табакерка (очень дорогая), в другой - очень дорогая трость.

Девиз Браммела в одежде: "заметная незаметность".
При этом скромная на вид, но баснословная роскошь. За неделю красавчик должен был сменить 24 рубашки и 30 галстуков. И кучу чулок, носков, обуви и носовых платков.

Галстуками хипстеры не особо увлекаются, предпочитая шарфики.
Белый галстук остался в истории денди.
Полотняный шейный платок не изобретение Браммела, но его манера завязывать эту странную штуку была - при всей неподражаемости его мастерства - предметом всеобщего подражания.

Потому напоследок - галстук Браммела.
Это был кусок белоснежного льна размером примерно 30 на 150 см. Он был основательно накрахмален (что тоже изобретение Браммела; у Пушкина нам встречается "путешественник залётный, перекрахмаленный нахал" - англичанин Рейс, аутентичный денди из Лондона).

Итак, Браммел садился перед зеркалом, закидывал назад голову и укутывал шею галстуком, выводя концы вперёд. Затем опускал голову, отчего должны были образоваться бесподобно совершенные складки.
Должны, но образовывались не всегда. Тогда галстук был уже испорчен на сегодня и летел на пол.
Надо взять другой.
Иногда слуга выносил из уборной Браммела целый ворох неудачно завязанных галстуков.
Когда наконец вид складок удовлетворит его носителя, завязывался узел.
Так элегантно, как не получалось больше ни у кого.

Одежды устаревают, выходят из моды, остаётся желание to be hip. Быть в курсе, в теме.
Быть не как все - и таким же, как многие, что хотят того же. Так уж выходит.
Потому каков будет новый Онегин, лет через 20?
Чем ныне явится? Мельмотом,
Космополитом, патриотом,
Гарольдом, квакером, ханжой,
Иль маской щегольнёт иной,
Иль просто будет добрый малый,
Как вы да я, да целый свет?
Tags: А.С. Пушкин, Джордж Браммел, Евгений Онегин, денди, образ жизни, хипстер
Subscribe

  • А РОЗА УПАЛА НА ЛАПУ АЗОРА

    В старину этот сюжет был куда популярнее котиков. Может быть, потому, что кошачья милота долго художникам не давалась? И выходили у них коты…

  • ОНИ И МЫ. ДРУЗЬЯ СЕРЬЁЗНЫХ МУЖЧИН

    Считается, что маленькие собачки чисто женская страсть. Покладистые крохотные существа легко помещаются в сумочке или под мышкой, терпеливо сносят…

  • СМОТРИТЕ, КАК Я ЕМ

    Странная штука культ личности. В настоящем времени он обычно воспринимается как должное. Дело привычки. А вот со временем выглядит как нечто…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • А РОЗА УПАЛА НА ЛАПУ АЗОРА

    В старину этот сюжет был куда популярнее котиков. Может быть, потому, что кошачья милота долго художникам не давалась? И выходили у них коты…

  • ОНИ И МЫ. ДРУЗЬЯ СЕРЬЁЗНЫХ МУЖЧИН

    Считается, что маленькие собачки чисто женская страсть. Покладистые крохотные существа легко помещаются в сумочке или под мышкой, терпеливо сносят…

  • СМОТРИТЕ, КАК Я ЕМ

    Странная штука культ личности. В настоящем времени он обычно воспринимается как должное. Дело привычки. А вот со временем выглядит как нечто…