cambria_1919 (cambria_1919) wrote,
cambria_1919
cambria_1919

Categories:

ПОЛЧАСА ОДНОГО ВЕЧЕРА ДАЛЕКО ОТ ДИКАНЬКИ

Это правда?
В самом деле то, что я случайно видела в пятницу на ТВ-3, и есть "Гоголь. Начало", которого так расхваливали, когда это (?) шло в кино?
А люди так радовались! Писали, что это взрыв мозга, фейерверк хулиганской фантазии, "наше жанровое кино наконец-то смогло" - и случилось такое подвешивание классика на дыбу постмодернизма, что сладостно захватывает дух.
Вот это - оно?

Сознаюсь, выдержала лишь полчаса.
Когда в рот попадает несвежее и гнусное на вкус, да, тут же выплёвываю, а не продолжаю смиренно поглощать до последней крошки, чтобы "оценить всё по достоинству" и загреметь на Соколиную гору.

То, что я увидела, было слишком уж протухшим и жалким.
Именно - увидела. Сначала увидела.
Кино ведь искусство визуальное, это не радио и не аудиокнига.

Хвалёный "Гоголь" оказался самой заурядной поделкой в стиле, который я называю уже старомодным мемом "ссаные тряпки".
То есть всё происходит в синюшных полупотёмках, в обшарпанных, плохо различимых декорациях, а персонажи одеты в те самые тряпки, сильно обтрёпаны и обязательно имеют колтуны в волосах.

Не всегда в волосах. В париках тоже.
Главных персонажей в "Гоголе" трое, и их играют звёзды нашего кино.
Сам Гоголь - модный ныне Александр Петров.
Отечественные кинематографисты питают странную слабость к подобному типажу, и после отставки братьев Чадовых вместо них всюду в том же амплуа задействован Петров, вылитый третий брат Чадов (где-то, возможно, сейчас растят четвёртого и пятого).
Чтоб сделать Петрова Гоголем, пришлось нанести ему грим "смоки айз" и надеть тусклый свалявшийся парик, который, наверное, ещё в юности примеряла Мордюкова - и отвергла.

Евгению Стычкину (играет некоего Бинха) парик достался ещё хуже - похоже, этим предметом много лет вытирали столы и двери. Потому пришлось к парику подобрать треуголку начала 18 века.

Третья звезда фильма - Олег Меньшиков - настолько крупная знаменитость, что отказался класть на звёздную голову всякую волосяную антисанитарию.
Он даже стрижен крайне коротко. На всякий случай. Вдруг где блохи.
Так что Меньшиков очень приятно выделяется среди прочих патлатых и всклоченных героев.
Величаво присутствует в кадре, произносит реплики - и это всё. С вас и того довольно!

Зато бедному Гоголю пришлось потрудиться во все лопатки.
За те полчаса, что я наблюдала его на экране, он успел яростно заняться сексом, несколько раз свалиться с высоты, побиться в конвульсиях, удариться лбом о столб, попучить очи в объектив "рыбий глаз", поорать, много раз облиться потом.
Поскольку это целый сериал, актёр Петров явно не скучал на съёмках.

И всё потому, что историю сочиняла очень большая группа сценаристов. Судя по скудной фантазии и нелепости сюжетных ходов, это были ученики 7 класса.
Взяли числом, а не умением.
Начали перелопачивать гоголевские мотивы так и эдак - "забьём баки Шерлоку".
Ввели серийные убийства каких-то некрасивых девиц.
Комических персонажей Гоголя вроде Хиври из "Сорочинской ярмарки" тоже пришили с особой жестокостью.
Юмор изгнали как класс - с ним слишком много возни (кряхтением перепуганного Гоголя много проще занять экранное время). Написали диалоги, как привыкли, работая для дневных сериалов про ментовку.
Диканька, Гоголь? Зачем? Лексика ВКонтактика, какой-то "тятя" в Полтаве и пр.

Режиссёр Егор Баранов (очень талантливый, как уверяют его знакомые) почему-то припрятал талант до лучших времён. Пусть полежит. Пока не нужен.
Потому что снять супертриллер можно и без всяких талантов - это ведь "как два пальца об асфальт".
Просто смотришь голливудские фильмы 15-летней давности и спокойно тыришь.
Элементарно, Егор.
К тому же снимаешь Диканьку в ближайшем, вытоптанном любителями шашлыков Подмосковье. Рядом с домом. Удобно.

О, Тим и Гай прожили целую жизнь с тех пор, как изобрели этот серо-сине-сизый туман, окутывающий всё и вся, эти вскрики, эти внезапные потасовки и гулкое эхо шагов!
Но до наших ребят всё доходит, как до жирафов.
Они только теперь сняли своего сизого "Гоголя".
Хотя даже самые бюджетные и непритязательные сериалы НТВ про ту же ментовку уже много лет столь же же сизы.
Это давно не штамп даже, а многолетняя костная мозоль.

Есть, конечно, и музыка на этом хуторе - никакая. Очевидно, взята из Интернета, с бесплатных ресурсов, где не надо платить авторские.
Зато бесцветная.
Тут у наших ворюг вообще промашка вышла. Присутствовавшие на предпремьерном показе киноверсии услышали сетования создателей: мол, оригинальная музыка для фильма таки была написана!
Но почему-то оказалась точь-в точь как музыка Ханса Циммера для популярного "Шерлока Холмса" Гая Ричи.
Случайно вышло.
Просто сочинилось совсем одинаковое.
Параллельно. Как закон у Бойля и Мариотта про газ и давление.
Правда, сильно после Циммера, но это мелкие детали.

Музыку обещали подработать, чтоб не напустился Циммер с претензиями.
Потому музыка теперь такая, как уже говорилось. Никакая. То есть оригинальная.

Но что угодно можно было бы стерпеть, если бы в результате получилось зажигательно, интересно, феерично.
А оно сине-сизо и нелепо. Скучно. Несмотря на крики, уханье, стоны и выпученные глаза.
Неясно, зачем вообще был нужен Гоголь?
Отчего бы не сочинить что-то своё про страсти средней школы?
И к чему Диканька, до которой и дела нет?

Говорят, больше всего Гоголь боялся быть похороненным заживо.
Гафт считает, что умереть не страшно, страшно, что потом его сыграет Безруков.
Но лучше вообще ничего не бояться.
Просто "никогда не читайте советских газет перед обедом".
И не смотрите российское кино.
Пока ему не стыдно быть довольным собой даже после фильма "Гоголь. Начало" и целой кучи подобного.
Ждём-с.
Tags: Гоголь, Карл Циммер, Олег Меньшиков, постмодернизм, российское кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments