cambria_1919 (cambria_1919) wrote,
cambria_1919
cambria_1919

Category:

СУДЬБА КАРНАВАЛА, ЗИГЗАГ ИРОНИИ И НОЧЬ УДАЧИ

Вот и Новый год наступил. Всё как обычно: ёлки, шампанское, фейерверки.

Но ничто не вечно. Неизменный, как рецепт селёдки под шубой, фильм Эльдара Рязанова "Ирония судьбы или с лёгким паром!" таки показали по ТВ, однако он не вызвал прежней всеобщей радости.

Последние года четыре пьедестал главного новогоднего шедевра нашего кино вдруг пошёл трещинами и закачался.
В Сети и просто в разговорах стало принято говорить "я терпеть не могу этот фильм".

Эта непритязательная история о двух скромных, ещё молодых, но уже видавших виды людях, которых волшебство новогодней ночи и игра фортуны заставили отказаться от браков по расчёту, вдруг стала вызывать нешуточное раздражение.
Кто бы мог подумать!

Эльдар Рязанов, гуру новогоднего настроения ХХ века, точный наблюдатель и вдохновенный создатель новогоднего стиля эпохи, вдруг сделался старомоден и не мил.
Собственно новогодних фильмов у Рязанова три, и все они знаковые.
Особенно один.

1956 год, "Карнавальная ночь".
Бурное, почти оргиастическое веселье трудящихся масс, бравурная музыка, непролазный дождь серпантина.
В размашистом стиле этой картины чувствуется твёрдая рука великого и ужасного Ивана Пырьева, который очень помогал молодому режиссёру. Кто видел фильм Пырьева "Любимая девушка", сразу узнает этот неистовый карнавальный разгул, который Пырьев понимал вполне философски.
И у Рязанова карнавал - традиционный всеобщий праздник непослушания, ночь низвержения "сурьёзных" и твердокаменных устоев.

1968 год, "Зигзаг удачи".
Времена изменились. Карнавальные толпы сменились небольшим коллективом фотоателье и тамошним новогодним корпоративом (тогда это называлось "междусобойчик").
Собственно, Рязанов экранизировал известную юридическую задачку о деньгах, взятых из общей кассы и принёсших солидный куш в лотерее (похожий сюжет был в 1930-е годы в романе Гарднера).
Рязанов вообще-то режиссёр камерный; он истинный поэт советских контор, которые необыкновенно "вкусно" и забавно выглядят в его картинах.
Новый год здесь - лёгкое всеобщее оживление, которое несколько омрачают мелкие дрязги из-за денег.

1975 год, "Ирония судьбы, или с лёгким паром!"
Главный хит Рязанова.
Здесь уже и коллектива никакого нет (если не считать друзей/подруг, эпизодических ролей второго и третьего плана). Частная жизнь. Дух тишайшего застоя.
Мы в полупустых типовых квартирах. В новогоднюю ночь в них маются люди в поисках личного счастья, которое всё не приходит.
Если бы не ирония судьбы.
Собственно, карнавальный бунт и тут присутствует, но поначалу с оговорками, с боязнью не угадать, упустить синицу в руках, прогадать.
Происходит и чудо внезапной встречи человека, с которым хорошо и легко - тогда как с надёжным и уже одобренным "вариантом" трудновато, неловко и натужно.
Любовь?
Освобождение от условностей привычного благополучия?
Временное помрачение? Полёты во сне и наяву?

Утончённо атмосферная музыка Таривердиева и стихи советских поэтов заливают банальные ситуации светом чистейшей лирики.
И всё это было вполне едомо и любимо целых 40 лет!
Но вот теперь раздражает.

Самое любопытное тут - причины недовольства зрителей и, главным образом, зрительниц (разумеется, подростки и в 1975 году не упивались "Иронией", но 30+ без вариантов 40 лет кино одобряли!)

Оказывается, для наших соотечественников новогодний фильм Рзанова всё это время был вовсе не лёгкой мелодрамой с выдуманными персонажами и забавными поворотами сюжета.
Это была мечта и образец для подражания.

Иначе как понять страстное отвращение к несчастному Жене Лукашину?
Только в ЖЖ было несколько постов о том, какой он глупый, ничтожный, безответственный и никудышный.
Сегодняшние 30+ его терпеть не могут!

Причин масса.
Ничего не добился в жизни (работа в поликлинике для киногероя - полное дно).
Не отсепарировался от мамы. Надо, чтобы она где-то одна жила, Женя тоже один. То есть нужны хотя бы две квартиры для начала. Женя лох, не сплавил маму никуда.
Пьянство. Ну и что, что он совсем не пьёт никогда - однажды напился же? В утиль его. Напьётся и второй раз!
Вид к тому же не геройский. Явно кубиков на брюхе нет.
Как могла красотка Брыльска позариться на такой отстой?

Впрочем, и Надя тоже не подарок.
Унизительно несчастная связь с женатиком в прошлом.
Училка в средней школе. Это даже хуже поликлиники!
Глупое желание похвастаться кулинарными талантами, которых нет.
Опять же мама присутствует.
И платье какашечного цвета.

В общем, ничего не изменилось с тех незапамятных времён, когда киногерои воспринимались как идеал, как эталон внешней красоты и поведения "в быту и на работе".

Когда эталон меняется, старые продукты фабрики грёз выносятся на помойку, как осыпавшиеся ёлки.
Разве это не удивительно?
Tags: Иван Пырьев, Новый год, Эльдар Рязанов, кино
Subscribe

  • В СВОЁ ВРЕМЯ

    С пространством мы ещё что-то можем сделать – хотя бы переехать в совершенно иное место. Или вернуться туда, где не были много лет. Но вот…

  • ОПЯТЬ ХРЕНОВИНА!

    Кто-нибудь досмотрел до конца «Солнечный удар» Никиты Михалкова? У меня не получилось. Невозможно это. Так я и не увидела, как спалили…

  • ПОЯС НАТАШИ. ВОПРОС ВКУСА

    То, что вчера было модным, сегодня кажется нелепым, смешным - а главное, безвкусным. И так было всегда. Вот знаменитая сцена из пьесы Чехова…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

  • В СВОЁ ВРЕМЯ

    С пространством мы ещё что-то можем сделать – хотя бы переехать в совершенно иное место. Или вернуться туда, где не были много лет. Но вот…

  • ОПЯТЬ ХРЕНОВИНА!

    Кто-нибудь досмотрел до конца «Солнечный удар» Никиты Михалкова? У меня не получилось. Невозможно это. Так я и не увидела, как спалили…

  • ПОЯС НАТАШИ. ВОПРОС ВКУСА

    То, что вчера было модным, сегодня кажется нелепым, смешным - а главное, безвкусным. И так было всегда. Вот знаменитая сцена из пьесы Чехова…