cambria_1919 (cambria_1919) wrote,
cambria_1919
cambria_1919

Categories:

МОСКВА БЬЁТ С НОСКА на Масленицу

От этого праздника, пожалуй, остались только блины, которые можно в принципе испечь когда угодно.

А ведь была Широкая Масленица самым весёлым временем в году.
Теперь сузилась.
До стопки блинов на домашнем столе.
Почему-то, что ни пытаются организовать, не выходит того буйства эмоций, красок и звуков.
Наверное, потому, что никому не грозит скорый Великий Пост?

когда-то масленичные гулянья были всеобщей радостью и включали развлечения всякого рода.

Театры и цирки в эти дни были набиты битком, и достать билеты можно было только у барышников по бешеным ценам.
После спектакля москвичи имели обыкновение заехать в Большой Московский трактир, а Патрикееву или Тестову, где
в праздник тоже было не протолкнуться.
Там ужинали - не блинами, а стерляжьей ухой с расстегаями, раковым супом или селянкой.
Праздничное настроение поддерживали расторопные половые. Они встречали посетителей поздравительными карточками. На карточках были стишки вроде:
Мы для масленой недели
Каждый год берём стихи
И без них бы не посмели
С поздравленьем подойти.

Все служители, мы рады,
Что вам весело сейчас,
И конечно же, награды
Вам не жаль теперь для нас! (карточка трактира Бубнова)

Последняя строфа толсто намекала на ожидание крупных чаевых. Весёлая публика на них в самом деле не скупилась.

Но, разумеется, главные масленичные гулянья проводились на открытом воздухе - это то, что мы видим на замечательных картинах Кустодиева.
В Москве такие гулянья бывали сначала у Красных ворот, на Разгуляе, но в 19 веке сместились подальше - сначала на Новинское (где из окна собственного дома наблюдал праздник Грибоедов), потом на Девичье поле.
Там и были построены балаганы, качели и карусели.

Балаганные представления нам сейчас трудно даже вообразить - их отдалённо можно сравнить разве что с парадными церемониями открытия спортивных состязаний.

Балаганы-театры давали представления военизированные, патриотические, со спецэффектами, в основном на темы русско-турецких войн.
Часто в постановках (с разрешения начальства) принимали участие настоящие солдаты, которых для этого дела отпускали из казарм. Они под гром оркестра "сражались" штыками, палили из бутафорских пушек, гарцевали на конях.
Когда русские наконец побеждали "турок", начинался дивертисмент - выступления танцоров, акробатов, фокусников, певцов. Представления шли непрерывно, повторяясь много раз за день.
Каждый балаган имел обширный балкон, куда для рекламы зрелища и заманивания публики выходили участники действа. Хор пел, и несколько минут акробаты в пёстрых трико и балерины в воздушном тюле мёрзли на балконе.
У кассы стоял ещё и зазывала с колокольчиком, расхваливая балаган и приглашая почтеннейшую публику.

Так работали самые дорогие балаганы-театры.
Были и совсем иные, подешевле. Там процветал показ всяких диковин и чуд. Встречались "телёнок о двух головах, "мумия египетского царя-фараона", дикий человек, привезённый из Африки, который на глазах у публики ел живых голубей, и "человек с железным желудком", выпивающий рюмку скипидара или керосина и закусывающий этою же рюмкою, разгрызая её зубами".
Такие леденящие душу балаганные номера запомнил приятель Чехова, поэт-любитель И. А. Белоусов.

Масленичная неделя была богата и спортивными состязаниями в старинном вкусе. Процветала и борьба, и кулачные бои.
Тот же Иван Белоусов сообщает:
"Один из способов борьбы назывался "московским" - это когда один из борцов, если ему удавалось наклонить противника в сторону, подбивал ему носком правой ноги левую ногу и сбивал его на землю.
От этой исключительно московской ухватки в борьбе и пошла поговорка "Москва бьёт с носка".

Оказывается, это надо понимать буквально - как старинный болевой приём!

Дух соревнования поддерживался даже на масленичных аттракционах:
"Вертелись карусели в сиденьями в виде лодок, небольшими колясочками или деревянными конями, на которых гордо верхами восседали подростки с железными палочками в руках; этими палочками они вынимали на ходу кольца, вставленные в особый прибор. Известное количество колец, поддетых на палочку, давало право ездоку прокатиться ещё раз бесплатно".

Были популярны в масленицу и пари по съеданию блинов.
Особенно азартно в них участвовали наголодавшиеся в будни мастеровые и ученики. А в сырную пятницу все мастерские наконец закрывались, можно было и кутнуть, и поучаствовать в блинном споре.
Обычно условия спора были такие: кто съест 45 блинов (именно 45; учитывался стандартный блинный размер и возможности человеческого организма), то это удовольствие ему достанется бесплатно.
Если же оставит несъеденным хоть пол-блина, то неудачник платит рубль тому, кто с ним спорил и купил эти блины (они стоили как раз рубль).
Блины спорщику разрешалось запивать квасом.

Но, конечно, главным украшением московской масленицы были катанья на тройках.
Вокруг Девичьего поля чинно "двигались вереницей катающиеся на разубранных тройках и богатых купеческих санях, в которых важно сидели купеческие семейства, разодетые в соболя и бобры".
Надо сказать, что купцы и в обыденной жизни предпочитали открытые выезды - сани или коляски, часто роскошные - а кареты считали ненужной барской затеей, заказывая их только на свадьбы и похороны.

Публика помоложе и побойчее устраивала более скоростное катание, не ограничиваясь местом гуляний:
"По городу мчались тройки, разряженные цветными лентами и бумажными цветами, с бубенчиками и колокольчиками, и у застав устраивались катанья - там больше простой призаставный люд выезжал на своих лошадях, также разобранных лентами и цветами".

Воздух в масленичные гулянья звенел смехом, песнями, переборами гармоник. Толпы переходили от балагана к балагану, над головами реяли гирлянды цветных шаров, которые раскупались для детей и девиц. Под ногами хрустела ореховая скорлупа и шелуха семечек. Разносчики кричали, расхваливая свой товар - блины и сласти. Весело. Вкусно. Ярко.
Широкая Масленица!
Tags: Масленица, Москва, балаган, история празднеств
Subscribe

  • ГДЕ АЖУРНАЯ ПЕНА

    Апрель не для пляжа. Рано! Впрочем, в старые времена на пляж ходили не на солнце жариться в трусах, а гулять и купаться. Для этого годился и…

  • СТАКАН МОЛОКА

    Это натюрморт Владимира Стожарова – замечательного художника того странного времени, когда русская интеллигенция последний раз с полным…

  • ТРИДЦАТЬ ВОСЕМЬ МИЛЛИОНОВ

    Свадьба дело хлопотное и разорительное. Даже если не брать для этого мероприятия кредитов и не устраивать сногсшибательных торжеств. И ведь всегда…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments