cambria_1919 (cambria_1919) wrote,
cambria_1919
cambria_1919

Categories:

БОГАТЫЕ НЕВЕСТЫ семейные страсти

Нерушимость патриархального брака никогда не гарантировала благополучия тех, кто его заключил.
Не говоря уж о счастье.
О взаимопонимании.
Об взаимном уважении.
Тут, как и теперь, кому-то везло, а кому-то нет.

Пушкин, очень интересуясь своей родословной, откровенно написал о бурной, подчас буйной, на грани криминала, семейной жизни своих предков.
Лермонтов погиб молодым и не успел не только записать, но даже как следует узнать причины странных и печальных происшествий в своей семье.
А было там много и романтического, и поразительного, и грустного.

Кажется, причиной всех этих бед было богатство.
Что неудивительно, правда?

Итак, Елизавета Алексеевна Столыпина (бабушка поэта по матери) была богатой невестой из старинного дворянского рода.
Это была высокая волевая девушка, не очень красивая и ничуть не жеманная - в общем, совсем не тот тип, что был моден в галантном веке.

Однако её приданое и семейные связи позволили ей выбрать жениха, к которому лежало сердце.
В 1794 году она вышла за Михаила Васильевича Арсеньева.
Жених был хоть куда - на пять лет старше невесты, прекрасно сложён и очень красив.
В 1795 году у супругов родилась дочь Машенька, и ничто не предвещало семье никаких треволнений.

Но они таки случились.
Как водится, стряслась "беда от нежного сердца".
Таким сердцем обладал Михаил Васильевич, который без памяти влюбился в соседку по имению.
И не без взаимности.

Госпожа Мансырева проживала в десяти верстах от Тархан.
По мнению соседей, "она была, несмотря на свой маленький рост, очень красива, жива, миниатюрна и изящна; это была резкая брюнетка с чёрными, как уголь глазками, которые точно искрились".
В общем, полный контраст с законной супругой.
Влюблённые предавались своей страсти не то чтобы открыто, но вся округа была в курсе этого романа.

Трудно даже вообразить, что переживала гордая Елизавета Алексеевна.
Однако тревожить скандалами душевный покой единственной обожаемой дочери она не хотела.
А Мансырева была соломенной вдовой, то есть практически свободна. Её супруг годами пребывал в действующей армии - то была беспокойная эпоха наполеоновских войн.
Потому роману с Арсеньевым никакой муж помешать не мог.

Однако 2 января 1810 года наступила трагическая развязка.
В доме Арсеньевых как раз затеяли весёлый новогодний маскарад и ёлку для Машеньки.
Съехались соседи, были приготовлены маскарадные костюмы.
Господин Арсеньев тоже собрался маскироваться - соседи вспоминают, что он, натура романтическая, нарядился то ли Гамлетом, то ли могильщиком из "Гамлета" (любопытно, как именно такой костюм выглядел в пензенской глуши?)
Была приглашена и Мансырева.

Близилась новогодняя полночь, маскарад был в разгаре, а Мансырева всё не появлялась.
Потерявший голову влюблённый Арсеньев места себе не находил.
Он послал к любимой верного камердинера, поверенного в его сердечных делах (история сохранила даже имя этого вестника любви - Максим Медведев).
Максим вернулся с ответом: к Мансыревой со службы внезапно вернулся её супруг, потому она не приедет, и вообще в её доме давно все легли спать и потушили огни.

Арсеньев стоял как громом поражённый.
Наконец он сел в кресло, посадив с одной стороны жену, с другой дочь, и заявил:"Ну, любезная моя Лизанька, ты у меня будешь вдовушкой, а ты, Машенька, будешь сироткой".

Гости эту тираду приняли за шутку или за что-то из Шекспира, учитывая мрачный костюм Арсеньева.
А тот встал, вышёл в соседнюю комнату, достал из шкафа пузырёк с ядом и выпил залпом.
Раздался стук упавшего тела, вбежавшие в комнату гости увидели Арсеньева, изо рта которого лилась пена.
Вскоре он скончался.
Соседи в панике разъехались по домам.

Елизавете Васильевне вначале стало дурно, но она собрала все силы и тут же, быстро, в зимней карете вывезла 15-летнюю дочь в Пензу.
А мужа велела похоронить в Тарханах, как положено.
Но сама с дочерью после смерти мужа провела в Пензе 6 недель, не делая поминовений.
Вот так всё, что она чувствовала, вышло наконец наружу - прощение далось ей, верующей, не сразу.

Смерть Арсеньева от любви и при помощи яда представляется какой-то женской. Даже Вертер всё-таки стрелялся!
Но в эпоху нежных сердец такое случалось.
Выпил яд, вернее, кошмарную "царскую водку", ещё один знаменитый самоубийца и видный писатель-сентименталист Александр Радищев.

Эта печальная история тенью легла на семью, однако жизнь продолжалась.
Машенька Арсеньева скоро стала невестой - и тоже завидной, тоже богатой, как и её мать.
Машенька тоже захотела выбрать жениха по сердцу.
Она встретила темпераментного светского красавца и любимца дам, Юрия Петровича Лермонтова.
И снова богатство, знатность и именитая родня сделали своё дело: Лермонтов сделал предложение Марье Михайловне. Красавицей она не была, но юность и богатство были на её стороне.

После свадьбы для Машеньки начался тот же ад, что некогда для Елизаветы Алексеевны.
Хотя Юрий Петрович (вообще-то крещён он был не слишком дворянским именем Евстахий, но в свете звался Юрием по семейной традиции - мужчины в роду носили имя либо Юрий, либо Пётр) вовсе не был сентиментален.
Зато он не брезговал связями с дворовыми и завёл роман с немкой-бонной, приставленной к новорождённому сыну.

Кстати, этот сын, наш великий поэт, был наречён Михаилом вопреки традиции рода Лермонтовых - то есть не Петром, как следовало бы, а Михаилом.
В честь странного пылкого деда по матери, погибшего от несчастной любви?
Раз имя ребёнку дали арсеньевское, явно неверности Юрия Петровича скоро стали известны и жене, и тёще.
Конфликт назревал.

Свою ревность Мария Михайловна - по примеру и совету гордой матери - скрывала.
Она страдала молча, хотя не только знала о похождениях мужа, но и заставала его в объятиях молоденькой бонны (её звали "Сесильей Фёдоровной" - возможно, "Сесилья" была всё-таки француженкой?)

Но однажды, едучи в карете из гостей, Мария Михайловна не сдержалась и осыпала мужа упрёками за его измены.

Юрия Петровича современники характеризуют как "доброго, но крайне вспыльчивого человека", раздражительного и довольно вздорного.
В ответ на жалобы жены этот "добрый человек" прямо в карете разъярился и не только наорал на неё, но и очень сильно ударил кулаком по лицу.
Что для нежной Машеньки, никогда не знавшей грубого обращения, стало настоящим потрясением.

Домой она вернулась совершенно больная. Здоровье её всегда было слабо. Начиналась чахотка, которая с той поры перешла в скоротечную форму.
Мария Михайловна Лермонтова умерла в возрасте 21 года.

С того времени и начались семейные войны отца и бабушки, их вечная вражда и ссоры, которые отравили отрочество поэта.
Это были войны за право воспитывать мальчика и из-за денег. Наследство богатой невесты!

Вся эта некрасивая история имела много нюансов, которые оставим все, кроме одного: поэту ничего не говорили о причинах этой драмы.
Дворянская честь не позволяла бабушке открыть внуку, что он сын негодяя, который мучил и даже бил его мать. Это, как считала Елизавета Алексеевна, могло омрачить будущее мальчика.
Помалкивал о прошлом и отец. По-своему он тоже любил и ценил сына. Свои материальные претензии к тёще он снял, когда она завещала всё своё имущество одному лишь внуку Мишеньке.

Потому до самой смерти Юрия Петровича в 1831 году юный Лермонтов находил в загадочной для него семейной вражде нечто романтическое.
А о встречах с отцом сохранил самые тёплые воспоминания.
Tags: М.Ю.Лермонтов, измены, мужчины и женщины, семейное насилие, семья и брак, сентиментализм
Subscribe

  • ЭЛИЗАБЕТ ТЕЙЛОР И СОВЕРШЕНСТВО

    Наблюдение Элизабет Тейлор: "С теми, у кого нет никаких недостатков, всегда проблема: вы можете быть абсолютно уверены в наличии у них страшно…

  • ИСТОРИЯ ОДНОГО РАЗВОДА давным-давно

    Старинные разводы - а они таки бывали! - каждый раз знаменовали крушение чьей-то жизни. Давались трудно, длились долго, оставляли неизгладимый след в…

  • ЛЮБОВЬ, РАЗВОД И ТАЙНОБРАЧИЕ

    Развод и теперь дело не особенно весёлое. Но очень доступное. И это правильно. Семейные драмы и "неразрешимые противоречия" существовали всегда, а…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • ЭЛИЗАБЕТ ТЕЙЛОР И СОВЕРШЕНСТВО

    Наблюдение Элизабет Тейлор: "С теми, у кого нет никаких недостатков, всегда проблема: вы можете быть абсолютно уверены в наличии у них страшно…

  • ИСТОРИЯ ОДНОГО РАЗВОДА давным-давно

    Старинные разводы - а они таки бывали! - каждый раз знаменовали крушение чьей-то жизни. Давались трудно, длились долго, оставляли неизгладимый след в…

  • ЛЮБОВЬ, РАЗВОД И ТАЙНОБРАЧИЕ

    Развод и теперь дело не особенно весёлое. Но очень доступное. И это правильно. Семейные драмы и "неразрешимые противоречия" существовали всегда, а…