cambria_1919 (cambria_1919) wrote,
cambria_1919
cambria_1919

КРАСНЫЕ ЛАМПОЧКИ: ТАНГО

танго

Неправда, что все времена одинаковы, и всё только движется вперёд, к совершенству.
Всё по-разному!
Одни эпохи порождают великую поэзию или живопись, другие - переворот в архитектуре и технологиях, а третьи ещё и танцуют.

Вообще-то танцевали люди всегда, с древнейших времён. Но, пожалуй, никогда танец не значил так много и не занимал так ежедневные досуги, как в первой половине того века, что ушёл 18 лет назад.

И речь даже не о балете.

После Первой мировой войны пришло время, когда родился знаменитый возглас:"Танцуют все!"
Именно так и было.
Если раньше "все" (не профессиональные танцоры, а все подряд, рядовые нестарые обыватели) танцевали на балах, вечеринках или вечёрках, и это было праздничное мероприятие, организованное специально, то теперь повсюду появились танцзалы и танцплощадки. Всегда забитые до отказа.
Стали танцевать ещё и там, где прежде ничего подобного не было - в ресторанах и кафе.

Модные танцы стали меняться едва ли не каждый сезон.
Джазовые мелодии то и дело уступали место латиноамериканским ритмам.
Но танцевать надо было ещё научиться!
Потому эпоха с 1920 по 1980 (когда всё закончилось вольными импровизациями и абсолютно не требующим никаких навыков "медляком") была танцующей страстно, но умело.
О ней снял фильм "Бал" итальянец Этторе Скола.
Это история Франции 20 века без единого слова, рассказанная только сменой па и лиц в парижском танцзале.

Правда, в этом фильме действие начинается в 1930-м, когда эра танцующих пар была уже в разгаре.

Потому вернёмся в "ревущие 1920-е" (и тоже в Париж), когда всё только устроилось и обрело формы.

Общеизвестно, что завзятым путешественником в Париж в 1920-е был поэт Владимир Маяковский.
Он обожал Париж и даже как-то остановил такси на площади Согласия и сказал спутникам:
- Я влюблён в эту площадь и хотел бы на ней жениться. Пока хоть постоим и полюбуемся.

Маяковский, правда, не танцевал - в отличие от Парижа и парижан.
Но вокруг-то танцевали!
Потому известная художница Валентина Ходасевич, приехавшая в Париж в командировку, была поражена танцевальной лихорадкой, охватившей город.
Гидами Ходасевич по Парижу стали художники Робер и Соня Делоне, их друг Маяковский и сестра Лили Брик, жившая в Париже - Эльза Триоле.

В это время - в 1924 году - парижской достопримечательностью стали бесчисленные кафе-танцульки ("Балль-Мюзетт").
Маяковский и компания начали знакомство с ними с самых простецких, расположенных в глухих переулочках.

Там всё было немудряще: прилавок в помещении без окон, покрытый оцинкованным железом. Винные бочонки, прямо из которых хозяин нацеживал вино в пол-литровые и литровые графины.
Графины подавальщики-"гарсоны" тащили в следующую комнату, где стояли длинные столы и табуретки, за которыми сидели посетители - рабочие.
А следующий зальчик - уже танцплощадка. И пол там был паркетный!
На стене имелся небольшой балкончик, где сидел оркестр, который состоял "из концертино (род гармоники - С.), скрипки и гитары или банджо".

Если прочие помещения были обставлены крайне скудно, танцплощадку оформляли с любовью, нарядно.
"Вокруг танцплощадки по стенам развешаны гирлянды зелёных листьев, цветов из бумаги и цветных электрических фонариков, зажигающихся только во время танцев и "со значением": вальсы идут под голубые лампочки, а танго - под красные.
Музыка очень типичная парижская".
Танцзал всегда заполнен, танцующие есть даже на улице (там слышна музыка), хотя стоит декабрь!
Вокруг таких кафешек на всякий случай - всегда по двое - патрулировали кругами полицейские в пелеринах и каскетках.

Это были самые демократичные парижские танцульки.

Но весело танцевали и в популярном кафе "Ротонда" на Монпарнасе, где часто бывал Маяковский.
Там играли уже не простонародные мотивчики, а самые модные: фокстроты, слоутроты, уанстепы.
Маяковский никакими языками овладеть никак не мог, зато придумал русские стихи для уанстепа :"Люблю я вас ночью, люблю я вас днём, люблю я вас до, между тем и потом".

Наконец, увлечённо танцевали и в самых роскошных ресторанах Парижа.
Именно Маяковский потребовал у Триоле:
- Эльза, сведи нас к "Максиму" сегодня вечером. Надо же мне знать, что это такое. Может, "пойду к Максиму я, там ждут меня друзья", как поётся в оперетте ("Весёлая вдова" - С.). Тебе наймём танцора, он тебя обтанцует, а мы с Вуалеточкой (такое уменьшительное имя Маяковский придумал для Валентины Ходасевич - СМ,) просветимся".

Компания оделась по-вечернему.
Маяковский был в смокинге (вот вам и пролетарский поэт!) - "очень парадный и красивый".

В роскошном "Максиме" играл многолюдный джаз-оркестр.
Заказали шампанское, какой-то еды.

"Вскоре официант был послан за танцором для Эльзы".

Ничего удивительного! В дорогих ресторанах, отелях, казино, танцзалах, клубах - всюду, где танцевали (а танцевали везде) - имелись наёмные танцоры.
Назывались они жиголо (девушки, соответственно - это жиголетты), хотя скоро это слово приобрело довольно скабрёзный оттенок.

Эльза Триоле -"хорошенькая, с светло-рыжеватыми волосами, огромными строгими серо-голубыми глазами и удивительно красивыми и лёгкими ножками" - " танцевала все новые танцы с упоением".
Какой же партнёр достался ей в "Максиме"?

"Появился роскошный молодой человек во фраке, и мы любовались, как Эльза хорошо танцует. Еда была вкусная. Маяковский много острил", - записала Ходасевич.

Вечер, стало быть, удался.

"Оплату танцора приписали к счёту.
Почти во всех больших ресторанах Парижа имеется штат платных танцоров - мужчин и женщин - главным образом для туристов, у которых нет танцующих спутников.
В Париже таких танцоров было много из русских молодых эмигрантов. Они обладали приличными манерами, не позволяли себе никаких вольностей во время танцев и умели хорошо носить фрак или смокинг. Танцевали прекрасно все модные салонные танцы".

Красавец из "Максима" тоже оказался русским.
"Эльза танцевала с ресторанным танцором несколько танцев, разговорились, выяснилось, что он русский эмигрант, попавший в Париж и вскоре женившийся на русской, тоже эмигрантке.
Она работает в том же ресторане - "обтанцовывает" "бездамных" мужчин".

Жиголо и жиголетта из России.
Танцуют все!
Tags: Валентина Ходасевич, Владимир Маяковский, Эльза Триоле, жиголо и жиголетта, танцы
Subscribe

  • ПАСХАЛЬНОЕ ЯЙЦО КЛАДОИСКАТЕЛЕЙ

    Величайший из христианских праздников - св.Пасха - не только всегда был торжеством из торжеств. Его сопровождало огромное количество народных примет,…

  • ВЫ В АВТОМОБИЛЕ

    Уинстон Черчилль совершал поездку по стране. Однажды его шофёр сбился с дороги (навигаторов тогда не было). Заехал совсем не туда, куда…

  • АЛЕЕ, ЧЕМ РОЗА

    С древности свежий румянец лица был знаком красоты и здоровья. По Далю, румяный – «яркаго, но нежнаго, приятнаго алого…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments