cambria_1919 (cambria_1919) wrote,
cambria_1919
cambria_1919

Category:

ХЕРЛОК ШОЛМС И ЦВЕТЫ ЗЛА

Детективно-криминальный герой изначально герой франшизы.
Всё-таки это масс-культ.
Где успех решает всё.
Таким уж этот герой родился. От папы Эдгара Аллана По. Его Огюст Дюпен стал персонажем трёх рассказов, но читателю хотелось бы, чтобы их было куда больше.
Уж больно увлекательно!

Сэр Артур Конан Дойл ожиданий читателей не обманул.
Гениальный сыщик-любитель Шерлок Холмс многие годы (в 56 рассказах и 4 романах!) вызывал восторги публики, а своего автора к 1900 году сделал самым высокооплачиваемым писателем мира.

Разумеется, такой триумф (коммерческий в том числе) породил целый поток детективно-приключенческой литературы - как блистательной, так и никудышной.
Это стало знаком начинавшегося тогда ХХ века.
Авторы всякого возраста и пола из разных стран изощрялись в сочинении загадочных историй.
К тому же жанр оказался на редкость киногеничным. Потому знаменитые сыщики и прославленные негодяи, рождённые той эпохой, до сих пор не сходят с экранов.

Англичане считают себя родоначальниками детектива, но одним из прародителей жанра был всё-таки француз.
Это Эжен Видок - реальный преступник, который переквалифицировался в полицейского, а затем в частного сыщика. Его "Записки" с интересом и некоторым омерзением читал ещё Пушкин.
Видок был, конечно, довольно мутной фигурой .
Возможно, поэтому популярнейшие детективные герои Франции были поначалу далеки от безупречности рыцаря разума Шерлока Холмса.

Самым знаменитым из таких неоднозначных героев стал Арсен Люпен - грабитель-джентльмен, который порой, как и Видок, распутывал злодеяния других нехороших людей.

Этот герой 28 книжек Мориса Леблана появился в 1905 году, и на его облик наложила свой отпечаток эпоха декаданса.
Красавец аристократ в безупречном фраке, бесподобный похититель драгоценностей, принципиальный противник убийства, галантный кавалер и горячий патриот всё-таки был из породы неотразимых и порочных "цветов зла".
Это был тот "плохой парень", о каком грезили благовоспитанные девушки.

Он стал популярен настолько, что в 1907 году Леблан рискнул сочинить рассказ "Шерлок Холмс опоздал", где блистательный Арсен Люпен обошёл самого Холмса!
Дерзкая выходка не осталась без ответа: Конан Дойл был возмущён нахальством француза, который использовал придуманного не им персонажа (ТМ!)
Потому в последующий изданиях рассказ появлялся под названием "Херлок Шолмс опоздал".
Авторские права британца соблюдены, но все понимали всё, как надо.

Герои-сыщики той эпохи обожали актёрство и позёрство.
Даже Шерлок Холмс баловался переодеваниями и гримом, хотя и не очень часто.
А вот Арсен Люпен бесконечно менял внешность: надевал парики, приклеивал усы и бороды и пр.
В начале ХХ века в театре в самом деле неумеренно увлекались перевоплощениями. В большом ходу был гумозный грим, из которого "лепили" носы, лысины, шрамы, мешки под глазами и пр.
На сцене это смотрелось волшебно - актёра было не узнать.
Однако авторы авантюрных книжек уверяли читателей, что такой грим сработает и при обычном дневном освещении.
Хотя это не так.

И вот на волне популярности многоликого Люпена появилась ещё одна знаковая фигура французского декаданса - пресловутый Фантомас.
Можно сказать, он прямо-таки отпочковался от Люпена.
Два парижских журналиста, Марсель Аллен и Пьер Сувестр, в 1911 году сочинили первую книжку, где героем стал не благородный детектив и даже не отчасти благородный вор, а прямо-таки настоящий и законченный негодяй. Мрачный и злобный социопат, склонный к садизму.
Истинный "цветок зла".

Исходные данные были у него совершенно как у Люпена: эффектный аристократ, гениальный мастер грима.
Ту самую первую книжку украшал рисунок, позаимствованный с рекламы "Розовых пилюль для бледных людей", который изображал элегантного фрачника в цилиндре и маскарадной полумаске. Красавец парил над крышами Парижа, рассыпая пилюли над домами анемичных горожан.
Для того, чтобы этот благодетель человечества сделался злодеем, достаточно было вместо пакета с пилюлями сунуть ему в руку окровавленный кинжал.

Так родился Фантомас.
Его леденящие кровь злодейства увлекли публику не меньше, чем подвиги благородных сыщиков. Любителей пощекотать нервы оказалось до удивления много.

Неуловимый преступник крал драгоценности, воровал выигрышные билеты, шантажировал, убивал - и потом часто носил маски людей, который он погубил.
Настоящее чудовище!
Однако его приключения и вечный поединок с комиссаром Жювом и журналистом Фандором составили целых 32 тома.
Занимательности этим историям добавляло и то, что Фантомас не ограничивал свои притязания Францией.
Он бесчинствовал в Индии, Южной Африке, Мексике и по всей Европе.
Любовных приключений он тоже не чурался и даже обзавёлся детишками, воспитанием которых не занимался - в Германии у него родился сын Владимир (!?), а в Индии от англичанки - прекрасная Элен, будущая подруга Фандора.

Любопытно, что 31-й том похождений "дьявола с тысячью лиц" называется "Галстук из конопли" (имеется в виду пеньковая верёвка, которую накидывают на шею приговорённого к смерти).
Действие романа происходит в суровой России - есстественно, в тени развесистых клюкв, где Фантомас принимает облик убитого им начальника полиции Прокова (Prokoff), попадает в ряды нигилистов (?) и даже отправляется в Сибирь по этапу (конечно же, сбегая по дороге).

Невероятные приключения отлично смотрелись в кино - потому экранизации следовали одна за другой.
С переменным, правда, успехом.

Первая была ещё немой (режиссёр Анри Фейяд).
Снятая в год появления первого романа, она стала очень популярной.
Популярной настолько, что статуэтки актёра Рене Наварра в роли Фантомаса продавались сотнями тысяч, выпускались и манекены в виде Фантомаса в натуральную величину, а именем неуловимого злодея называли рестораны, яхты и скаковых лошадей.
Эти фильмы отлично шли и в России усилиями ателье Ханжонкова, где сделали русские титры.

Вообще-то кино про ужасного злодея, меняющего маски, как перчатки, обычно снимали в жанре триллера.
Однако в 1960-е годы в моду входят криминально-пародийные комедии.
Тогда французы снова извлекают из чулана старого доброго садюгу Фантомаса.

В 1964 году выходит первый фильм задуманной франшизы, которую до сих пор часто показывают по ТВ.
Потому что она того стоит.
Модернизированный Фантомас обрёл шикарную фигуру и лёгкую поступь Жана Маре, тёмный сюртук с глухим воротом (похожие сейчас носит телеведущий Владимир Соловьёв) - а ещё неподражаемую сине-зелёную физиономию с ушами, минималистично вылепленными и без отверстий.
Им пугали целые поколения детей!

Дурашливая версия "Фантомаса" вышла бесподобной.
Изначально была задумана франшиза из 5-10 фильмов, написаны 5 сценариев. Снято лишь 3 фильма.

В СССР "Фантомас" имел такой бешеный успех, что возникла даже идея снять "Фантомаса в Москве" - съёмочная группа побывала в нашей столице, и такие планы строились.

Строились, строились - и расстроились.
Советские кинодеятели засомневались. Критики дружно писали, что фильм дурно влияет на подростков, которые исписали стены фирменным фантомасовским F и хулиганят по телефону, набирая рандомный номер и утробно хохоча в трубку.

В компании создателей фильма тоже назрели разногласия.
Милен Демонжо (Элен; в этой франшизе она никакая Фантомасу не дочь, а напротив, предмет домогательств) с восторгом отнеслась к перспективе сниматься в Москве - она очень ценила свои русские корни.
Другие звёзды фильма оказались на распутье.

Фантомас задумывался как бенефис Жана Маре, который без конца перевоплощался, демонстрировал свои фирменные трюки, артистично дрался и пр.
Но немалые усилия легендарного актера меркли перед буффонадой Луи де Фюнеса (комиссар Жюв).
Именно в этом фильме де Фюнес доказал, что он звезда первой величины - и далее ему начали предлагать исключительно главные роли. Это выглядело заманчивее, чем аккомпанировать Жану Маре.
Жан Маре тоже привык быть единственным и неповторимым на экране. Он сослался на кожные раздражения от латексных масок и сложного грима и ушёл из проекта.
Вот и всё.

Так что Фантомасу не судьба была побезобразничать в Москве.
А интересно, что бы он тут натворил?
Tags: А. Конан Дойл, Арсен Люпен, Жан Маре, Фантомас, детектив, кино
Subscribe

  • УЛЕТАЙ НА КРЫЛЬЯХ ВЕТРА

    Да, эти слова совсем из другой оперы. Но про такие воздушные создания никак иначе и не скажешь. Вообще-то женщины могут быть какими угодно –…

  • ФОТОГРАФИЯ VS КАРТИНКА

    Фотография великое и долгожданное изобретение. Великое в самых разных отношениях. Даже в том, что она позволила человечеству трезво посмотреть на…

  • УКОЛ ШПИЛЬКОЙ

    Я не принадлежу к тем романтическим натурам, которые жалеют, что не родились в стародавние времена, когда можно было красоваться в пышных нарядах.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments