cambria_1919 (cambria_1919) wrote,
cambria_1919
cambria_1919

Categories:

ЦВЕТЫ... ЗЛА?

цветы зла

Когда на цветочной выставке 1833 года шестой герцог Девонширский впервые увидел онцидиум (весьма скромное, даже банальное по нынешним временам растение), то пленился его красотой.
И решил коллекционировать орхидеи.
Что и сделал.

Сам того не подозревая, он стал первой жертвой орхидеемании.
С лёгкой руки герцога  эту модную болезнь подхватили многие.
Разумеется, самые богатые - только им это было по карману.
Самыми знаменитыми фанатами орхидей стали Ротшильды (30 теплиц в Эксбери под Саутгемптоном).

Да, болеть этим милым делом было очень престижно - и очень накладно.
Прелестные тропические создания пленяли красотой и причудливостью форм и красок.
Однако они сразу же прославились своим странным характером.
Уж как только не пытались угодить им владельцы, создавая в жарких и влажных оранжереях подобие джунглей!
Но орхидеи упорно гнили, вяли, сохли и не желали размножаться.

Потому экспедиции викторианских охотников за орхидеями привозили из дальних стран целые тонны трофеев на продажу.
Вот только сохранить добытое было невероятно трудно.
Главный орхидейный специалист тех лет, доктор Линли, называл большим успехом, когда "удаётся сохранить хоть один экземпляр из целой коллекции".

Стоит ли удивляться, что в те времена орхидеи - не только как хобби, но и как товар - были баснословно дороги?
И неизменно модны?

Особенно они пришлись по вкусу эстетам эпохи декаданса.
Изысканные очертания этих загадочных цветов - наряду с лилиями, ирисами и нимфеями -  стали основой орнаментики модерна.

Орхидеи красовались в волосах и на корсажах утончённых красавиц, в петлицах самых взыскательных денди.
Разумеется, именно орхидеи украшали будуар Одетты де Креси, героини Пруста из романа "Любовь Свана": орхидеи так нравились ей потому, "что они не походили на живые цветы, так как были как бы сделаны из шёлка и атласа".

Поскольку орхидеи тогда не росли в цветочных горшках на подоконниках и не цвели на садовых клумбах, а приобретались в дорогих магазинах, они были овеяны некоей тайной.
Но где тайна, там и настороженность, и заблуждения, и страхи.

Да, экзотическая красота орхидей застиавляла подозревать эти невинные цветы в самом пугающем и ужасном!

Например, уже было глухо известно, что многие орхидеи в тропиках "гнездятся" на деревьях, гроздями свисают с их ветвей.
И тут же распространилось представление, что это настоящие адские растения-вампиры, высасывающие из стволов все соки.
Это неправда - орхидеи не паразиты, а эпифиты, т.е. они просто крепятся в ветвях, опираются на них, ловя всё необходимое из воздуха и дождей.
Скорее ангелы, чем дьяволы!

Вдобавок орхидеи были объявлены очень ядовитыми.
Что тоже полная ерунда.
Сейчас все знают, что они - одни из самых безопасных комнатных растений (наряду с узамбарскими фиалками и глоксиниями).
К тому же у них нет ни колючек, ни шипов.

Однако внешность так часто обманчива.
Причудливые цветы орхидей, которые в самом деле иногда напоминают пёстрые звериные мордочки с разинутыми ртами, как восхищали, так и пугали.
Так что обложка очередного издания "Цветов зла" Бодлера (1900) была, разумеется, украшена "портретом" орхидеи.

Справедливости ради, сам Бодлер на орхидеи зла не держал.

Зато другие литераторы просто соревновались в демонизации загадочного цветка.

Знаток (и жертва) гибельной силы красоты, Оскар Уайлд, не мог сказать ничего иного:
"Орхидея - прекрасная, как все семь смертных грехов" (этот афоризм переписал себе в записную книжку и Веничка Ерофеев).

Константин Бальмонт уже самого Уайлда сравнил с ядовитой орхидеей.
В его собственных стихах то и дело возникает то "пасть орхидеи тигриной", то "печать греха на её лепестках".
Да вот хотя бы это:

           Гигантская восходит орхидея,
           Над ней отравой дышит пустота,
           И гаснут звёзды, в сумраке оедея.

Современница Бальмонта, Т. Щепкина-Куперник, запах орхидеи тоже ощущает "как сладостный наркоз".
Хотя орхидеи пахнут далеко не все, а те, что всё же пахнут, не так агрессивны и угарны, как те же лилии или олеандр.

А вот Георгий Обалдуев (поэт жил в СССР, но его не печатали) и его эротичные цветы (1927):

          Непристойная распущенность тубероз,
          Изнасилованная бледность лилий,
          Мясистая вонь гиацинтов,
          Ненасытная извращённость орхидей.

Даже так!

Немудрено, что роковые женщины эпохи мнили себя орхидеями.
Какими они были?
"Король поэтов" Игорь Северянин знал в них толк.

Вот его стихотворение "Орхидея" (1928):
   
         Изменить бы! Кому? Ах, не всё ли равно?
         Предыдущему. Каждому. Ясно.
         С кем?  И это неважно. На свете одно
         Изменяющееся прекрасно.

         Одному отдаваясь, мечтать о другом -
         Неиспробованном, невкушённом,
         Незнакомом вчера, кто сегодня знаком
         И прикинется завтра влюблённым...

         Изменить - и во что бы ни стало, да так
         Чтоб почувствовать эту измену!
         В этом скверного нет. Это только пустяк.
         Точно новое платье надену.

         И при этом влюблённых так обмануть,
         Ревность так усыпить в них умело,
         Чтобы косо они не посмели взглянуть, -
         Я же прямо в глаза бы посмела!

         Наглость, холод и ложь - в этом сущность моя,
         На страданья ответом мой хохот.
         Я красива, скользка и подла, как змея,
         И бездушно суха, как эпоха.

Всё, хватит поклёпов на орхидеи!

Там, где орхидеи не были оранжерейным чудом, а вольно зацветали под солнцем и луной, о них были совсем иного мнения.
Завет старинных китайских художников:
"Когда ты сердит - рисуй бамбук, когда ты счастлив - рисуй орхидеи".
 
 
   

   
   
         
Tags: декаданс, история нравов, орхидеи, поэзия Серебряного века
Subscribe

  • СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ СНОБИЗМА

    Не зря само слово это – снобизм – английское. Английский высший свет и английский королевский двор до сих пор не пародия, а вполне…

  • НАША МАША

    Оно есть в любом супермаркете - это кругленькое печенье. Края фестончиками. Испещрено обычно простыми дырочками-точками, а в середине написано МАРИЯ.…

  • ЖИРОК ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ

    У каждого своё горе: у кого щи пусты, у кого жемчуг мелок. Читая старые английские детективы, то и дело натыкаешься на разные любопытные детали. Они…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments