cambria_1919 (cambria_1919) wrote,
cambria_1919
cambria_1919

Categories:

ПОЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Странно, но это вечное - спор, о чём писать.
Что нужно, что интересно, а что надоело и устарело?

В далёком XIX веке спорили о том же.
И тоже всем были недовольны.
Хотя сиял Золотой век русской литературы.

"Один талантливый писатель (которому и автор в своё время отдавал справедливость) лично говорил мне, что он начал было читать "Анну Каренину", но во второй части бросил".

Автор - это Иван Гончаров, автор "Обломова".
А талантливый писатель, который не захотел "Анну Каренину " читать - Михаил Салтыков-Щедрин, автор "Истории одного города".
Оба классики и знакомы нам ещё по школьной программе.
Граф Толстой Лев Николаевич тем более.

А тогда все трое - современники, знакомые, которые читали друг друга, ревниво следили за успехами друг друга и не всегда друг друга одобряли.

Но что же так не понравилось Салтыкову-Щедрину в "Анне Карениной", что он и дочитывать не стал?

"Всё половые отношения и половые отношения, - говорил он. - Далась им эта любовь. Потчуют ею во всех соусах; ужели в созревшем обществе жизнь только в этом состоит, и нет другого движения, других интересов и других страстей!"

Гончаров был смущён.
Ему роман как раз очень понравился. И сам он про любовь "во всех соусах" тоже писал.
Вот и попытался попытался спорить с желчным сатириком.

"А если их (других интересов - С.) нет, - возразил я, - ужели же художник не вправе  изображать то, что есть, и как оно есть".

Разошлись, не согласившись.

Прошло столько лет, а "созревшее общество" всё никак не хочет совсем перейти к другим интересам и страстям.
По-прежнему (если не больше, чем во времена Салтыкова-Щедрина) волнуют его "половые отношения".

В том числе те, что в "Анне Карениной".
Поначалу роман многие близоруко считали агитацией за свободный развод.
Но разводов давно сколько угодно, а страсть и судьба Анны до сих пор и драма, которая нерзрешима, и  история, которая волнует.
Роман всё читают и читают.
И экранизируют (именно потому, что читают).

Фильмов о гибельной страсти петербургской красавицы снято уже больше 30.
Роль Анны - мечта актрис.
Играли Анну ярчайшие звёзды: Грета Гарбо, Вивьен Ли, Татьяна Самойлова, Жаклин Биссет, Софи Марсо, Кира Найтли.
И множество менее именитых кинодив.
В дуэте с ними в роли Вронского блистали кинокрасавцы - скажем, Шон Коннери и Супермен Кристофер Рив. Наш Василий Лановой в свою лучшую пору.
Каренина обычно изображали довольно противные на вид актёры, но в последней голливудской  версии эту роль сыграл Джуд Лоу.

Многие считают советскую (1967 г.) экранизацию романа (с Самойловой и Лановым) одной из самых удачных.
Это справедливо.
Несмотря на вполне традиционную трактовку романа и довольно скромный бюджет, фильм получился.
Его сила  -  редкостно удачный кастинг даже на второстепенные роли.

А ещё красота и нервность Татьяны Самойловой.

Блеск её мировой славы в те годы постепенно мерк, новых удачных ролей не было, собственная судьба оказалась непростой.
Всё,что было мучительно и трудно в жизни, и помогало понять драму героини Толстого, и отступило на время съёмок.
Хотя увидев на съёмочной площадке Ланового-Вронского, своего первого мужа, она разрыдалась. Но даже горечь воспоминаний, как часто бывает у актрис, помогала в работе.
Для этой роли актриса ещё и похудела  на целых 12 килограммов.
И снова стала самой красивой и загадочной звездой СССР.

Кстати, первоначально, в набросках, Толстой свою героиню назвал Татьяной...

Особый шарм фильма - в контрасте достаточно спокойного переложения толстовского сюжета на киноязык и почти авангардной музыки Родиона Щедрина.
Эта музыка сделала историю Анны ещё драматичнее.
Жена Щедрина, балерина Майя Плисецкая, играла в фильме циничную светскую даму "с лошадиным лицом" Бетси Тверскую.
Но, конечно, она тоже мечтала о роли Анны.
Потому, развивая музыкальные темы фильма, Щедрин написал для Майи балет "Анна Каренина".
Плисецкая сама его поставила и станцевала главную роль.

Так "Анна Каренина" стала балетом.
Впрочем, и с другой музыкой, с другой хореографией историю Анны можно видеть на разных сценах мира (об инсценировках для драмы, которых масса, вообще говорить не будем).

Да, Толстого можно танцевать (хотя он сам балета терпеть не мог).
И спеть можно, и сыграть (а вот музыку любил).
Но главное, читать.

И ведь читают!
"Далась им эта любовь."







   
Tags: Лев Толстой, М, Салтыков-Щедрин, Татьяна Самойлова, кино, литература, мужчина и женщина, темы
Subscribe

  • ОНИ НАСТОЯЩИЕ! образы и прообразы

    "Это собирательный художественный образ!" Разве не так учили нас в школе? Вот что значит "я помню чудное мгновенье"?…

  • БЕРГАМОТ

    Аромат из прошлого. Сейчас это в чай добавляют. Кому-то нравится, кому-то нет. Тургенев и Лев Толстой одно время очень дружили, вместе…

  • РАЗРЕЗАЯ СТРАНИЦЫ

    Наводя порядок на одной из полок семейной библиотеки, заметила растрёпанный книжный обрез. Достала. "Русские пропилеи" за 1916 год. Боже, этому…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments

  • ОНИ НАСТОЯЩИЕ! образы и прообразы

    "Это собирательный художественный образ!" Разве не так учили нас в школе? Вот что значит "я помню чудное мгновенье"?…

  • БЕРГАМОТ

    Аромат из прошлого. Сейчас это в чай добавляют. Кому-то нравится, кому-то нет. Тургенев и Лев Толстой одно время очень дружили, вместе…

  • РАЗРЕЗАЯ СТРАНИЦЫ

    Наводя порядок на одной из полок семейной библиотеки, заметила растрёпанный книжный обрез. Достала. "Русские пропилеи" за 1916 год. Боже, этому…