cambria_1919 (cambria_1919) wrote,
cambria_1919
cambria_1919

Categories:

ЦВЕТ ПРИЯТСТВА

Каждый век имеет свой неявный язык.
Символы, словечки, гримасы, повадки.
Потом это забывается и становится малопонятным. А когда-то цвело!

Я опять про "Письмовник"  Николая Курганова.
Герой пушкинской "Истории села Горюхина" зачитывался "Письмовником" и страстно интересовался личностью автора: "Мрак неизвестности окружал его как некоего древнего полубога; иногда я даже сомневался в истине его существования".

Но  "обсерватор, навигатор, астроном" Курганов (1725-1796) вовсе не миф.
Воспитанник Навигацкой школы (гардемарин - пояснение для поклонников советского сериала) позже стал профессором и всю жизнь преподавал будущим мореходам математику.

А писать свою книжку затеял, как очень многие родители - для собственных детей.

Он (по его же словам)  "вздумал детей своих поучить правилам нашего языка по преждеизданной Русской Грамматике, но она показалась ему для них многотрудною, то принуждён он её преобразить".

И преобразил.
Ведь слово "письмовник" - перевод с греческого слова "грамматика".

Для занимательности правила грамматики снабжены примерами из тогдашней речи.
Да ещё и куча всяких сведений присовокуплена .
Вместе со сборников занятных баек и исторических анекдотов ("краткие замысловатые повести").

Надо сказать, что галантный 18 век был жеманен и наряден, но далеко не скромен и не стыдлив.
Потому "замысловатые повести", вроде бы предназначенные для детишек, обучающихся письму, кишат не только образами античных мудрецов и коронованных особ, но и неверными жёнами, похотливыми кавалерами и легкомысленными девицами.
Никто ничего не стесняется.

Вот одна историйка (какой прелестным старинным слогом она рассказана!):

"Одна юношка, покушав чрезмерно плодов, получила запор. Лекарь хотел было поставить ей клистир, но ей казалось сие столь противно, что она хотела лучше умереть.
Мать же её сказала, что неотменно то надобно сделать.
Бедная девка не могла более отговориться, заплакав, молвила:"Теперь-то я знаю, как безвинные старадают за виноватых".

Образчик семейных шуток:

"Муж говорил своей жене, что он очень любит книги.
Она ему на то: "Я бы сама желала сделаться книгою, чтоб быть предметом такой же вашей страсти".
На то он молвил:"Так я бы хотел иметь тебя календарём, дабы можно было его ежегодно переменять на новый".

Учитесь, детки.

Однако именно в тот вольнодумный век, когда можно было сказать всё на словах, были в большой моде всяческие тайные знаки и шифры. Придуманные специально для выражения чувств и настроений.
Зачем?
Чтоб было интересно.
Чтоб была игра, интрига, волнующее приключение. "Замысловатая повесть"!

Существовал особый язык цветов.
Такой обширный, что выучить его и понять нелегко.
Разумется, легче всего было этим языком изъясняться дамам - цветы они прикалывали к волосам и к платью.
Причём со значением.
Анютины глазки - "все помыслы о вас", бальзамин - "я в нетерпении", ноготки - "объяснись, почему переменились чувства", картофель (его ещё не ели, а лишь любовались модными цветами) - "ты затмеваешь всех!" и т.д.
До бесконечности.

А язык мушек!
Модная штучка галантного века, родинка из тафты, так пикантно смотревшаяся на напудренной коже.
Она тоже клелась не где попало, а была тайным посланием.
Над левой бровью - "я непреклонна", на шее - "люблю тебя", против левой ноздри - "невозможно!", на подбородке - "изъяснись письмом" и т.д.
Любопытно, кто принимал на свой счёт "сии всем видимые знаки" и спешил к перу и чернилам?
Возможно, тот, кто присмотрелся к вееру в руках дамы?

Язык веера был внешне невинен, но красноречив.
Не зря светский флирт назывался в 18 веке в  России "маханьем".
Дама внезапно закрыла веер - "сомневаюсь в тебе".
Раскрыла на четверть - "я не уверена..."
Медленно и широко помахивает веером по траектории в виде буквы S - "полное поощрение чувств; я ваша навеки".
Веер закрыт и прижат к губам - " молчите, будьте осторожны, за нами следят".

А что же наш навигатор?
Он зафиксировал ещё и тогдашний язык цвета.
Дама могла цветом наряда выразить свои намерения и свой характер.
"Алый означает приятство, брусничный - ласкательство, голубой - постоянство, жёлтый - сомнение, малиновый - лицемерство, серый - непостоянство, а дымчатый - услужность".

В тот ветреный век лёгких амуров дамы, как ни странно, чаще всего наряжались в голубой. Перваншевый - цвет барвинка. Самый модный!
Вот только дымчатый, но не серый...
Это что за цвет?
Tags: Николай Курганов, галантный век, история нравов, язык любви
Subscribe

  • АЛЕЕ, ЧЕМ РОЗА

    С древности свежий румянец лица был знаком красоты и здоровья. По Далю, румяный – «яркаго, но нежнаго, приятнаго алого…

  • ВЕСЫ ДЛЯ РОМАНТИКА

    Диетологам в старину было не до наружности пациентов. Остались бы те живы! Их приглашали, чтобы выходить больных. То есть отпоить бульоном и…

  • ПОРТРЕТ УВЯДАЮЩЕЙ РОЗЫ

    Кино начиналось как фабрика грёз. Это сейчас слишком много наделано триллеров и ужастиков. А когда-то зритель в основном шёл в кинозал,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments