cambria_1919 (cambria_1919) wrote,
cambria_1919
cambria_1919

Categories:

ИЗ ПЕРВОГО ПОКОЛЕНИЯ



Пушкин родился в XVIII веке, в самом его конце.
Запомнить его не запомнил - но надышался его воздухом вдоволь в родительской библиотеке. Стало быть, был им воспитан.
Оттого всегда питал слабость к этой эпохе.
"Медный всадник", "Полтава", "Арап Петра Великого","Капитанская дочка" - всё это русское осьмнадцатое столетие, которое не поворачивается язык назвать галантным (как, скажем, европейское).
Оно галантным и не было.
Скорее живописным, неровным, удивляющим - и странным.

Пушкина занимали "странный Потёмкин", Емельян Пугачёв и "романтический император" Павел.
Многих людей того века он знал, некоторых с детства.
Друг его родителей И.И.Дмитриев прав, когда говорил, что они - родившиеся в начале царствования Екатерины -  были первым поколением сознательно образованных русских людей.
То есть интеллигентами в первом поколении.
А Пушкин - во втором.

Разумеется, блистательно талантливые и просвещённые люди бывали в России и ранее, но целое поколение читающих, мыслящих, знающих языки, интеллектуально развитых, увлечённых литературой  -  это случилось впервые.
Ещё их родители часто бывали нетверды в грамоте!

Наш любимый баснописец Иван Андреевич Крылов (1769 -1844) был из того самого первого поколения.
Судьба, как почти у всех тогда - образование случайное, бессистемное, скорее самообразование. В юности - служба в полку.
Литература (вначале чтение и переводы).
Успехи и гонения. Слава. Почтенная старость.

"Прямой был век покорности и страха" - уверял Чацкий, помните?
Но люди этоо века почему-то получились и вполне смелыми, и себе на уме.
Ещё "странными" - своевольными, своеобразными и несколько эксцентричными, что так нравилось Пушкину.
Было в них нечто барочное, причудливое.

Таков был и "дедушка Крылов", невозмутимым бронзовым увальнем восседающий в Летнем саду

Гениальные свои басни он начал писать уже зрелым человеком - да так, что этот жанр ,уже в те времена делавшийся старомодным, жанр засиял небывалыми красками. Они не потускнели до сих пор.
А до того сочинял стихи, пьесы, сатиры.
И просто жил.
Как считал нужным.

Некоторые странности его  знамениты. Например, чревоугодие (потому оставим это в стороне).
Перепады настроений и увлечений, обилие талантов и противоречивость этой натуры поразительны.

Только басен он написал 236 (то есть работал много, да и деньги были всегда нужны).
Однако часто впадал в меланхолию и предавался безудержной лени.
Это состояние могло настигнуть его в деревне, где он у кого-нибудь гостил - и тогда он смущал приезжих дам тем, что сидел на берегу пруда совершенно голым, с отросшей бородой, безучастный ко всему.

Но вдруг овладевала им какая-то внезапная страсть или фантазия, и тут удержу он не знал.
Как-то поразило его искусство жонглёра, который венком воркруг головы бросал и ловил 5-6 шариков.
Крылов заперся дома и начал неистово тренироваться. Наконец трюк у него получился!
И он тут же забросил мячики, чтобы больше к ним никогда не возвращаться.
А вот языки - французский, немецкий и итальянский - отлично сам освоил и не забывал.

Этот могучий и в старости грузный  человек обладал редким здоровьем.
Он был настоящим спортсменом.
Отлично плавал, особенно любил лежать на воде - и купался до петербургского ноября, когда ему приходилось плыть, разбивая тонкий лёд.

Превосходный математик, он не шутил, когда говорил Пушкину, что тяжёлая картина, висящая над диваном, никогда его, лежащего, не прибьёт, потому что он рассчитал траекторию её возможного падения.

Наверое, именно математические способности помогли ему не разориться в пух, играя в карты.
Карты долго были настоящей манией для будущего баснописца.
Играл он много и горячо. "Стыдно сознаться, я ездил по ярмаркам, чтобы отыскивать партнёров", - позже вспоминал он сам.
Дошло до того, что Крылову как опасному игроку было запрещено появляться в столицах.
Играл он отменно.
Игрой заработал 110 тысяч рублей (по тем временам сумма изрядная, а если грубо перевести на современные деньги - чуть ли не десятки теперешних миллионов).
Однако игру, поглощавшую всё время и портившую репутацию, пришлось бросить.
Получилось и это - что не всякому под силу.

Странный Крылов был любителем и знатоком хорошего тонкого белья.
Однако ко всем прочим предметам одежды он относился равнодушно и ничуть не заботился о благообразии внешнего вида.

Перчаток, столь необходимых всякому тогдашнему представителю хорошего общества, никогда не носил - да и не мёрзли у него руки.
Фрак был засален и вечно залит соусом, жилет тоже.
Как-то на званый обед к князю Голицыну Крылов явился вообще без жилета, хотя помнил, что вроде бы выехал при полном параде. Внезапно секретарь князя явился с крыловским жилетом, который поднял у подъезда.
Дело было зимой. Оказалось, едучи на обед, Крылов замёрз в карете (помните "холод, тесноту и темноту" кареты Наташи Ростовой?) Озябшие руки он вытащил из рукавов фрака и сунул греть под жилет.
У подъезда князя  Крылов фрак надел, а жилет сполз и выпал на улице. Крылов ничего не заметил
Но последовавшая находка жилета ничуть его не смутила.
В качестве носового платка он использовал всё, что под руку попадало, и вытаскивал в гостях из кармана, чтобы посморкаться, то чулок, то чепчик экономки.

Полнейший беспорядок царил и в его квартире.
А если учесть, что Крылов обожал животных и особенно птиц и любил, чтобы пернатые залетали кормиться к нему в комнату, можно представить, что творилось вокруг.

Получив как-то большой гонорар за издание басен, Крылов как-то решил покончить с домашней антисанитарией и потратил 10 тыс. рублей на самое модное обустройство и меблировку квартиры.
Была заказана мебель у Гамбса, появились дорогие  обои, всяческие безделушки.
Друзья были в восхищении.

Однако это великолепие царило лишь несколько дней - Крылов соскучился и распахнул окна, чтобы впустить знакомых голубей с Гостиного двора и покормить их.
И всё пошло по-прежнему - по кабинету порхают птицы, а Крылоов сидит на диване в их окружении, попыхивая неизменной сигарой (с этой слабостью он не боролся).
Наблюдать и слушать птиц - уже заморских - Крылов хаживал и на Биржу, где птах содержали в клетках.

Так что птицы (да и звери) в баснях Крылова не только олицетворение людских характеров. Они вдобавок и просто птицы и звери.
Знаменитый "Квартет" обычно трактуют как политическую аллегорию, но и характеры людей/зверей тут очень убедительны, каки взаимоотношения неумелых музыкантов.
Ведь сам Крылов обладал редкой музыкальностью и прекрасно играл на скрипке (тут и итальянский язык пригождался).
Играл и в квартетах - это был очень популярный вид домашнего музицирования.
Так что всё писано с натуры.

Известный противник всяческих светских условностей и замашек, Крылов очень сетовал, что не догадался о предстоящей дуэли Пушкина. Ведь он считал поэта гением и как человека тоже очень ценил.

Пушкин приехал к Крылову за день до гибели и был напряжённо-весел.
У Крылова была внебрачная дочь, которую он воспитал в пансионе, затем выдал замуж, и она жила с семьёй тут же, в крыловской квартире.
Пушкин играл с внучкой Крылова, нянчил её, напевал песенки - и вдруг торопливо простился и уехал совершенно расстроенным.
Должно быть, думал о судьбе своих детей.
Крылов потом часто сокрушался:
- О, если бы я мог предвидеть, Пушкин! Да я запер бы тебя  в моём кабинете, связал бы тебя верёвками! Если бы я знал!

И в самом деле жаль, что странный, могучий и своевольный Крылов не сделал этого. Он бы мог!








Tags: И.А Крылов, Пушкин, восемнадцатый век, русская литература, странные люди
Subscribe

  • ОНИ И МЫ. ПОРТРЕТ КОТА

    Художники старых времён почему-то не всегда справлялись с изображением котов. Часто домашний любимец выглядит на картинах странно, даже если скромно…

  • ОНИ И МЫ. КОТ+ПЁС

    Будь их воля, они никогда бы друг с другом дела не имели. Однако вмешался человек – и пришлось познакомиться. Да ещё и жить вместе, в одном…

  • ОНИ И МЫ. ПОСМОТРИ В ГЛАЗА

    Страшные, косоглазые и зверского вида котики, которые попадаются на картинах старых мастеров, у меня уже были. Главное, мастера-то всё хорошие! А вот…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • ОНИ И МЫ. ПОРТРЕТ КОТА

    Художники старых времён почему-то не всегда справлялись с изображением котов. Часто домашний любимец выглядит на картинах странно, даже если скромно…

  • ОНИ И МЫ. КОТ+ПЁС

    Будь их воля, они никогда бы друг с другом дела не имели. Однако вмешался человек – и пришлось познакомиться. Да ещё и жить вместе, в одном…

  • ОНИ И МЫ. ПОСМОТРИ В ГЛАЗА

    Страшные, косоглазые и зверского вида котики, которые попадаются на картинах старых мастеров, у меня уже были. Главное, мастера-то всё хорошие! А вот…