cambria_1919 (cambria_1919) wrote,
cambria_1919
cambria_1919

Categories:

САПОГ ОТРАВЛЕН

Опера снова в моде.
Относительной - поскольку новых опер всё-таки не пишут.
Или пишут такие, что быстро сходят со сцены.
Но классика перепевается бесконечно и отдаётся на заклание режиссёру, который придумывает что-то, чтобы старая музыка "стала ближе современному зрителю".

Лучше и надёжнее всего перенести действие в наши дни.
Прямо неудобно, если действие "Аиды" вдруг возьмёт и развернётся в Древнем Египте. А вот в Чечне или Колумбии - самое то.
Пусть в  наши дни и музыка иная, и иструменты не те, и поют иначе. Не говоря уж о том, что думают иначе.
Долой холщовые дворцы и бархатные штаны ("Долой рутину с оперных подмостков!" Ильфа и Петрова)

Видела сама, как моцартовский Дон Жуан/Дон Джованни (полный дядька в джинсах и в худи) проваливается в ад.
Удивило.
За что пострадал?
За банальные секс-онли встречи.
Половина зала (или больше?) - Дон Жуаны обоего пола.
И какой такой ад в наши дни?
То, что должно потрясать (и потрясало, когда хотя бы герои страшились преисподней), проходит вяло.
Подумаешь, куда-то свалился. Бытовая травма.

Музыка, конечно, в опере хороша.
Правда, когда она была новой, то не всегда казалась таковой.

В 1890 году  оперу Чайковского "Пиковая дама" увидели молодые ребята из "Мира искусства" во главе с Бенуа.
Они были так потрясены, что это во многом определило их вкусы (и удивительно совпало с их вкусами!)

А вот их младший современник Владимир Набоков терпеть не мог эту оперу.
Было ему обидно за Пушкина, сюжет которого переврали.
В "Евгении Онегине" сюжет не переврали - но всё равно терпеть не мог.
Были ему противны "авторы либретто (конкретно брат Чайковского Модест, Модя - С.), доверившие "Евгения Онегина" и "Пиковую даму" посредственной музыке Чайковского... Закон должен был вмешаться".

Вот так. "Посредственно" - до привлечения к ответственности!

Правда, Набоков в музыке не разбирался совершенно. Он разделял довольно грубые, но снобисткие художественные вкусы своих родителей.
Так, он ругательски ругает "пошлого Репина" и нежно вспоминает, что в петербургской их квартире висели изысканные акварели Бенуа.
Хотя сам Бенуа живописную мощь Репина очень ценил, а уж "Пиковую даму "... (см выше)

Ирония судьбы в том, что сын Набокова стал оперным певцом (бас) и выступал вместе с Паваротти.

Но автор "Лолиты" не без основания полагал,  что "становится трудно представить себе что-то более глупое, чем постановку "Евгения Онегина" и "Пиковой дамы" на сцене".

И дело не только в произволе либреттиста Моди Чайковского.
Оперные постановки часто шокировали визуальным несовершенством.
Слишком редко певцы соответствовали облику своих персонажей - даже если пели прекрасно. А если не прекрасно, то тем более шокировали.
Онегины с брюшком и тремя подбородками, пожилые Татьяны и несуразные Германы редкостью не были.
Случались и всевозможные оплошности по технической части.

Сцена дуэли в "Евгении Онегине", столь драматичная, предполагает выстрелы дуэлянтов и смерть Ленского.
Звук выстрела в старом театре достигался просто - специально поставленный за кулисами человек-шумовик лупил палкой по деревянному щиту.
Такой выстрел на контрасте с "посредственной" (гениальной) Чайковского звучал вполне убедительно.

Однако именно эта сцена вызвала к жизни множество баек, потому что точно "выстрелить" в нужный момент было непросто. Отлучился или зазевался шумовик, и вот уже актёрам приходится как-то выкручиваться.
Вместо трагедии - фарс.
Как в знаменитом театральном анекдоте про дуэль - "сапог отравлен".

Одна байка такая: когда пистолет Онегина не "выстрелил", певцы в замешательстве долго продолжали целиться.
Музыкальная кульминация надвигалась. Пора бы и умереть герою.
Что делать?
Ленский таки упал - не стоять же на сцене вечно.
Онегин от неожиданности забыл свою реплику "убит!" - и правильно сделал.
Потому что ситуацию взялся спасать бывалый бас, певший партию секунданта Зарецкого.
Он бросился к Ленскому и провозгласил речитативом: "Он умер от разрыва сердца",
Публика, прекрасно знавшая сюжет, была в шоке.

Ещё одна дуэль (та же, из "Онегина"), но в советском театре. Дело было на Украине.
В те годы было модно бутафорские пистолеты заменять стартовыми. Для большего правдоподобия. Их заряжали холостыми.

И вот дуэль.
Нерадивый реквизитор слабо забил заряд. Когда Онегин с соответствующей серьёзной миной выстрелил, из пистолета вывалился пыж.
Однако положенного звука хлопушки из-за кулис и тут не последовало.

Снова певцы не знали, что делать.
Ленский долго раздумывал, наконец прижал руку к сердцу, покачнулся и рухнул.
Только Онегин ринулся к "бездыханному телу", как послышалась "пальба" - шумовик вернулся из буфета и таки исполнил свой долг.
Тут уж не растерялся Онегин.
Повернувшись к кулисе, он пропел от себя :"Охотники стреляют где-то".
И далее по тексту.

Театральные байки хороши чем? Они абсолютная правда.
Так всё и было.





Tags: Владимир Набоков, Модест Чайковский, опера, спор о вкусах, театральные байки
Subscribe

  • НЕ СЧЕСТЬ АЛМАЗОВ

    Драгоценные камни ценились всегда. Красота этих сияющих творений природы завораживала, и нечто мистическое, чародейное виделось в них. Самоцветами…

  • ЮВЕЛИРНАЯ ЛАВКА ПРОЛЕТАРСКОГО ПИСАТЕЛЯ

    Русский писатель Максим Горький в конце ХХ века был низвергнут со всех пьедесталов со страшным шумом. Во-первых, за то, что пролетарский писатель.…

  • ПАРЮРА

    Сколько украшений одновременно может надеть женщина? Стилисты скажут: не больше пяти. Строгие стилисты возразят: три, не более! Коко Шанель -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • НЕ СЧЕСТЬ АЛМАЗОВ

    Драгоценные камни ценились всегда. Красота этих сияющих творений природы завораживала, и нечто мистическое, чародейное виделось в них. Самоцветами…

  • ЮВЕЛИРНАЯ ЛАВКА ПРОЛЕТАРСКОГО ПИСАТЕЛЯ

    Русский писатель Максим Горький в конце ХХ века был низвергнут со всех пьедесталов со страшным шумом. Во-первых, за то, что пролетарский писатель.…

  • ПАРЮРА

    Сколько украшений одновременно может надеть женщина? Стилисты скажут: не больше пяти. Строгие стилисты возразят: три, не более! Коко Шанель -…