cambria_1919 (cambria_1919) wrote,
cambria_1919
cambria_1919

Categories:

ХИТЫ

Сто лет назад.
Звукозапись уже изобретена и популярна, но не вполне ещё  заменила собой живую музыку (странно ведь, что когда-то - не так уж давно - вся музыка была только живой).

Впрочем, граммофоны дороги. Пластинок мало, и записано на них далеко не всё.
И вообще время смутное.
Но оно поёт!

В малоизвестных дневниках штабс-капитана Константина Цимбалова, командира полка в армии барона Врангеля, галлиполийца, позже осевшего в Чехословакии - 1919-1921 год.

Всё это мы вроде бы уже знаем.
Столько было про это книг и фильмов: тяготы боёв, надежды, страстное желание голода в Совдепии, поражения, мародёрство, жестокость, бегство. Чужбина. Ностальгия.

Однако у штабс-капитана было и нечто не как у всех. Особенное.
Ухо, чуткое к звуку!
Он слышал многое: необъяснимый весенний шум в мартовском воздухе, трескотню кузнечиков и цикад, скрип и ёрзанье галлиполийской палатки под натиском норд-оста, хлопанье её полотна, стук верёвок по её крыше.
А ещё -  песни и песенки (живая музыка, мимолётные моды, меняющиеся хиты!)
Он записывал, что вокруг поют.
Что теперь позабыто.

Вот марковцы уходят из Новороссийска (13. 03.1919):

"Начинается вновь "первый поход". Поют: "Как один, прольём кровь молодую".

Эта знаменитая песня (мелодия наскоро переделана  из совершенно невоенного романса "Белой акации гроздья душистые") парадоксальным образом существует в двух вариантах - красном и белом.
Красные пели: "Смело мы в бой пойдём/ За власть Советов/ И как один умрём/ В борьбе за это".
Белые:"Снова мы в бой пойдём/ За Русь святую/ И как один прольём/ Кровь молодую".
Кто у кого что позаимствовал, спорят до сих пор.

На пароходе уже другая песня:
"Носятся чайки над морем, крики их полны тоской". Постепенно исчезают берега Кавказа..."

Это популярная песня про крейсер "Варяг" - нет, не мужественный марш, как "врагу не сдаётся наш гордый "Варяг"", а другая. Заунывный вальс (это было модно) - "Плещут холодные волны, бьются о берег морской" и т.д.
Грусть - пророческая? - перед крымскими боями.

Снова за свой дневничок Цимбалов взялся, уже сойдя с парохода "Херсон" в Галлиполи.

Поначалу всё там выглядело довольно бодро: по лагерю разъезжали три форда с г-жой Врангель, г-жой Кутеповой (которую прозвали мадам Куте) и самим генералом Кутеповым.
Строится духовой оркестр. Играют Преображенский марш.
А потом - уныние.
Голод.
Тоска.

И вот в опостылевшей пыльной палатке "я по песням захотел установить этапы душевных настоений и чаяний армии по периодам" (2. 09.1920).
Белой армии, естественно.

Вот что получилось у штабс-капитана:

"1-й поход Добрармии - слова к сербскому маршу:"Мы былого не жалеем, царь нам не кумир. Одного лишь мы желаем - дать России мир".

Сербский "Марш на Дрину", сладковато-напевный, обзавёлся словами, весьма далёкими от монархизма.
Почему-то у нас даже теперь принято белых изображать сплошь поклонниками самодержавия.
Это не так!

"2-й Кубанский поход прибавил новые песни на мотив "Чёрных гусаров".

"Чёрные гусары"  тоже знаменитая вещь - марш  5-го Александрийского гусарского полка (где носили чёрные ментики и  доломаны - а были и синие, и красные, и серые гусары, в зависимости от цвета мундиров).
Марш лихой с почти мазурочным ритмом:

Марш вперёд!
Труба зовёт,
Чёрные гусары!
Марш вперёд,
Смерть нас ждёт,
Наливайте чары!

Да, многие полки и училища имели собственные песни, часто неуставно игривые.
Наверно, самая знаменитая - благодаря Булгакову - песня юнкеров Николаевского училища  ("Едут поют юнкера гвардейской школы")
Только почему-то у Турбиных "буль-буль-буль бутылочка зелёного вина" - вместо "казённого".
То есть водки.
Но Булгаковы были люди невоенные и пели дома так, как расслышали?

Цымбалов продолжает:
"Каменноугольный район (бои за Донбасс - С.) ознаменован пением предыдущих плюс "Ривочка", "Поручик хочет", "Марш вперёд", "С Иртыша, Кубани, Дона" и бесчисленного количества романсов и песенок Вертинского".

Вертинского все знают, "Ривочка" сохранилась с позднейшими словами уже про Биробиджан (но мелодия наверняка та же), а боевой белый марш был такой:

С Иртыша, Кубани, Дона,
С Волги-матушки реки,
Развернув свои знамёна,
На Москву идут полки.

И таки пошли на Москву:
"Начало похода на Москву и конец "каменноугольного периода" - появляется английская песенка "Типперери".

Собственно, про "путь далёкий до Типперери" в России пели ещё в 1914 году, но почему-то всюду распевать это стали именно в 1918 году (о чём свидетельствует и Маяковский в "Хорошо").

"Период отхода от Орла ознаменован погромными вариантами к прежним песням. Последнее пребывание на Кубани ознаменовано появлением целого ряда опереточных мотивов".

Каких мотивов?
Царит "Королева чардаша" ("Сильва") Кальмана.
Надежда Тэффи тоже вспоминала, как её изводил тогда звучавший всюду дурацкий канкан "Любовь-индейка, любовь-копейка!" (в советском театре придумали к этой мелодии другой текст, чуть получше: "Любовь такая глупость большая")

"Период начала сидения в Крыму и на перекопе принёс "Улица, улица..." - разухабистая, уличная , шатающаяся песня ( "Левая, правая где сторона ?/ Улица, улица, ты, брат, пьяна" - С.)
И в последний период в Северной Таврии появляется "Мама, мама, что мы будем делать, как наступят зимни холода?" Это вопль голодного, холодного, хулиганствующего люда".

Думаю, все эту песню слышали в фильме "Кин-Дза-Дза"?

Песенку 1919 года перепели и в фильме 1942 года "Котовский":

Мама, мама, что мы будем делать,
Когда наступят зимни холода?
У тебя нет тёплого платочка,
У меня нет зимнего пальта.

Как звучал "вопль хулиганствующего люда" в оригинале, не знаю.
В "Котовском" к нему добавили шансонетку про одесситку в совершенно ином стиле (слова присочинил Л.Зингерталь, а музыку знаменитый Оскар Строк, который сам и играет в кадре на пианино - кажется, это единственное кино с автором лучших русских танго).

Ещё Цимбалов вспоминает о бесконечных частушках на мотив "Яблочка" - главного хита эпохи.

И финал:
"Галлиполи - песни тоски, безнадежности, усталости, песни неволи, тюрьмы, каторги..."

Такая вот история в  песенках.
Весёлых и печальных, прекрасных и глупых, старинных и новейших.
Голоса времени.

Tags: мелочи жизни, музыка, песни, чёрные гусары, штабс-капитан Цимбалов
Subscribe

  • ПАРЮРА

    Сколько украшений одновременно может надеть женщина? Стилисты скажут: не больше пяти. Строгие стилисты возразят: три, не более! Коко Шанель -…

  • РАЗОРВАННЫЙ ШЛЕЙФ

    Коллекционирую конфузы на роскошных балах и приёмах. Тех светских вечерах, что так красивы в кино ("и вальсы Шуберта, и хруст" сами знаете, чего).…

  • СО СЛЕДАМИ БЫЛОЙ КРАСОТЫ

    Именно так всегда писали в старых романах. Это о женщине, которая некогда была молода (возможно, красива, возможно, нет – с годами…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments