?

Log in

No account? Create an account

EPISTULARUM

Ничего трудного: только жить согласно своей природе. Трудно это лишь по причине всеобщего безумия


Previous Entry Share Next Entry
ИЗ СРЕДНИХ ВЕКОВ: СОСУД ГРЕХА
cambria_1919
Человеческое сознание удивительно пластично; фантазия и логика творят с восприятием окружающего мира, который один на всех, настоящие чудеса. Иногда взгляд из прошлого на самые простые вещи поражает причудливым несходством с современными понятиями.
Цитата, которую я приведу, принадлежит знаменитому Одону Клюнийскому (878 - 942 г.г.), почитаемому католическому святому, бенедиктинцу, религиозному поэту, второму аббату Клюни. Она о том, о чём монахи обычно не распространяются - о женской красоте.
Одон был известен как человек суровых правил, но добрый и милосердный. В своих проповедях он горестно оплакивал "безмерную убогость этого мира". Он был шестнадцати лет, когда в Рождественский сочельник на него снизошло озарение, и на всю жизнь он сделался самым преданным почитателем Пресвятой Девы, которую называл "единственной надеждой мира, благодаря Которой нам были открыты двери рая". В эту ночь юноша сочинил свою первую молитву Деве и решил стать монахом. Чем не "рыцарь бедный" из Пушкина?
Теперь текст Одона.

"Красота телесная заключается в красоте кожи. Действительно, если бы мужчины, обладай они подобно беотийским рысям даром видения внутренней сущности предмета или животного, могли видеть то, что скрывается под кожей, один вид женщины вызывал бы у них тошноту, ибо все женские прелести на деле есть не что иное, как кровь, желчь, мокрота и прочая, прочая. Рассмотрите повнимательнее, что таится в ноздрях, в груди и в животе: повсюду лишь грязь, тлен и мерзость. А мы, испытывающие отвращение и не желающие даже кончиками пальцев касаться рвотной массы или кала, как же можем мы желать сжимать в объятиях сосуд, наполненный экскрементами?"

  • 1
Ох, как же он нас!

Зато понятно, как в средние века монахи реально могли сохранять целомудрие. После таких проповедей. Наверняка то же и монашкам про мужчин говорили.

"Человеколюбие" к женскому полу.

Верно сказано !

Один в один, наставление для буддийских монахов)

Сказано очень сильно. Вот так сильно, что даже спиной повернулась. А как еще? А что было делать?
Интересно, а что монахини думали о мужчинах?

То же самое, думаю.
Это было всеобщим убеждением:вещный и плотский мир убог и преходящ, тело недужно, непрочно и смертно, а вот душа вечна. Так и жили. Умерщвляя плоть. Вот написали тут, что буддийские монахи были согласны с Одоном.

Странно представить, что многие тысячи людей именно такую жизнь предпочитали. А страх и ужас подземелий Киево-Печерской лавры! Схимники годами жили в темноте, в каком-то углублении в глине - и считали, что это угодно Богу.

Ну, тут не надо в лавры.
У меня друг, мирянин, но монах по убеждению.

☺ "Один я [Одон] умный в белом пальто стою красивый" ©

Может быть он был не той ориентации?

Настоящий был праведник. Сжимать в объятиях мужчину даже в голову не приходило. Тем более что внутри то же самое.

касаться рвотной массы или кала

Вспомнился (анекдот) Иван Грозный:

"Я вас, бояр, ...и насквозь вижу"

альтернативное мнение

«Понять, чем человек отличается от ангела, очень просто. Ангел по большей части внутри, а человек — снаружи». Это слова шестилетней Анны, которую еще называют Мышка, Пчелка и Радость моя.

Очень верно!

" А мы, испытывающие отвращение и не желающие даже кончиками пальцев касаться рвотной массы или кала, как же можем мы желать сжимать в объятиях сосуд, наполненный экскрементами?"
Он просто не видал японской порнухи.

да, действительно очень похоже на медитацию для буддийских монахов. но все ж таки есть разница. мы воспринимаем таким образом не только женское тело, но любое другое. свое в том числе.

Жечь глаголом умел Одон Клюнийский не по-децки.
Но автором этих слов он не был
.
Это изменненная доя пущей страсти, цитата из романа "Имя розы" (1980)
Умберто Эко.
Эту филиппику произносит вымышленный персонаж Убертин Казальский.
.
Убертин: Красота тела целиком ограничивается кожей. Если бы люди увидели, что находится под кожей (как это произошло с Беотийской рысью), — они бы содрогнулись от вида женского тела. Всё это очарование на самом деле состоит из слизи и крови, животной мокроты и желчи. Если вспомнить, что содержится в ноздрях, глотке и кишках — поймешь, что тело набито нечистотами. А ведь слизи или помёта ты не захочешь коснуться даже пальцем. Откуда же берётся желание сжать в объятиях мешок, наполненный навозом?

Оригинал: - Ubertino: La bellezza del corpo si limita alla pelle. Se gli uomini vedessero quello che è sotto la pelle, così come accade con la lince di Beozia, rabbrividirebbero alla visione della donna. Tutta quella grazia consiste di mucosità e di sangue, di umori e di bile. Se si pensa a ciò che si nasconde nelle narici, nella gola e nel ventre, non si troverà che lordume. E se ti ripugna toccare il muco o lo sterco con la punta del dito, come mai potremmo desiderare di abbracciare il sacco stesso che contiene lo sterco?

Edited at 2018-05-18 06:25 am (UTC)

Это Эко - вообще-то серьёзный медиевист, но и романист-постмодернист, вообще большой затейник - использовал слова Одона Клюнийского в своём романе.
В Средние века вообще в ходу были подобные суждения- например "Красота быстротечна, и все попытки приукрасить будущий труп тщетны".
Одон автор разнообразных сочинений, сборника поучений отцов церкви, проповедей и пр., ещё больше сочинений ему традиционно приписывается.
Мною цитата взята из книги "История красоты" Доминик Паке, искусствоведа, доктора Философии.

Даже не буду проверять, верю что источник реален
Мне просто бросилось сходство текстов
.
Но Одон вряд ли был автором этого текста. Или, что скорей всего, он вырван из контекста. Если аббат и написал такие слова, то они явно относились не к женщинам вообще, а более конкретно к ведьмам, блудницам-проституткам, распутницам и что-то типа того.
Понимаете ли ...
Этот текст хорошо соответствует современным представлениям о средних веках, но очень плохо сходится с реальной жизнью средневековья.
.
Во-первых этот текст антихристианский, представить что такое мог написать праведный монах очень трудно (да и на костёр никому не хотелось).
Женщину создал Бог - разве он мог создать то существо что описано в тексте? Это мог написать альбигоец или манихей, но никак не христианин.
Я специально глянул в Вики - Одон гностиком не был.
.
Во-вторых современные представления о средних веках как "тёмных" не соответствую вообще ничему. Навязанное со времён Возрождения представление,
Времена тогда были светлыми и радостными. Европа тогда была на подъёме - было куда подниматься и в конце-концов поднялись - то самое Возрождение расцвело не на пустом месте.
Невежественные европейцы, кто поумней, посылали сыновей на учёбу в арабские университеты или даже в далёкую Византию.
Расцвело рыцарство с культом прекрасной дамы и тут на тебе - Одон выдал такую несуразицу.
Не могу опровергнуть, ибо не специалист, но не верится - не соответствует эпохе.
.
Мракобесов всегда хватало, но чтоб мракобес-реформатор, поэт и музыкант?
.
Где-то так
)

Женщина как источник греха и и соблазна - вполне библейское представление (вариант "наоборот" - мужчина как соблазн женщины - никогда не рассматривался). Екклезиаст против Песни Песней.
Хотя в Ветхом завете сильные женщины представлены совсем не в духе монашеской морали.

А вот Одон Клюнийский был одной из важных фигур клюнийского движения - борьбы за упорядоченность и строгость монастырской жизни, благочестие, абсолютное соблюдение целибата и пр.
И правильные монахи совсем иначе относились к дамам, нежели трубадуры. Иначе не пошли бы в монастрырь.
Средневековье было очень разное - потому что это просто жизнь.

Скорей всего так и есть
Сейчас об этом с уверенностью стопроцентной разве скажешь?
Хотя
Как бы лично не относился монах-католик к дамам
Именно в католичестве возник культ женщины, Мадонны - Матери Божей
Другим ветвям христианства это не присуще
.
А Екклезиаст скорей о слабости мужской, а не о порочности женской

Скорей всего так и есть
Сейчас об этом с уверенностью стопроцентной разве скажешь?
Хотя
Как бы лично не относился монах-католик к дамам
Именно в католичестве возник культ женщины, Мадонны - Матери Божей
Другим ветвям христианства это не присуще
.
А Екклезиаст скорей о слабости мужской, а не о порочности женской

Богородица, Пречистая Дева очень почитается и в православии.
Низвергла её в просто мамы лишь Реформация.

  • 1