cambria_1919 (cambria_1919) wrote,
cambria_1919
cambria_1919

Categories:

ПАРЮРА



Сколько украшений одновременно может надеть женщина?
Стилисты скажут: не больше пяти.
Строгие стилисты возразят: три, не более!
Коко Шанель - эталон как раз строгого вкуса - надевала минимум, подходила к зеркалу и снимала ещё одну вещь.
Правда, и украшения у неё были заметные и оригинальные.

Итак, три вещи.
Браслет+цепочка+кольцо. Или серьги+цепочка+часики. В этом роде.
"Иначе ты будешь выглядеть, как новогодняя ёлка".

Таков наш суровый век.
Правда, попробуйте посоветовать надеть не более трёх украшений индийской или африканской красавице!

Европа, впрочем, тоже не всегда страдала ювелирным аскетизмом.
Когда было что надеть.

Роскошные уборы византийцев оставим в стороне ввиду крайней условности тогдашнего искусства, которое явно преувеличивало размеры изображаемых яхонтов и жемчугов.
Но византийская роскошь была ослепительна.
Об этом мы можем судить и сегодня по парадным облачениям нашего высшего духовенства.
Большой византийский стиль!

Средневековая Европа не блистала ни богатством тканей, ни обилием драгоценностей.
Как выглядели тогдашние шикарные дамы? Суконные однотонные наряды, немного меха, полупрозрачные "молочные "вуали, цепочка на шее с крестиком, кольцо. Только-то.

Всё решительно изменилось в самом конце 15 века.
Когда европейцы открыли Америку и вообще стали ретиво пускаться в дальние плавания, чтобы чем-нибудь ценным разжиться.
И разживались.
Богатели несметно.
В Европу хлынули золото и серебро, жемчуг, драгоценные камни.

Бывшие скромники преобразились.
Их наряды с ног до головы теперь блистали золотой вышивкой и цветными камнями.
Мужчины старались не отставать от дам, нося серьги, кольца и броши-эгреты на беретах.
Дамы же были покрыты драгоценностями с головы до ног (в буквальном смысле - до пряжек на туфлях).

Немецкие курфюрстины (а ведь у немцев с Америкй не задалось!) на портретах Кранаха буквально увешаны украшениями.
Волосы в золотой с жемугами сетке, на шее и плечах несколько (3-7) рядов толстенных золотых цепей, руки сплошь в кольцах.
Не редкость, когда на пяти пальцах красовалось шесть колец!

Английская королева Елизавета I резкому блеску золота предпочитала мерцание жемчуга.
Надевала разом семь длиннейших ожерелий - в полном смсле слова "жемчуга огрузили шею".
В её рыжих волосах всегда красовались роскошные диадемы.

Это было очень модно.
Современница Елизаветы, Марина Мнишек, у Пушкина так собирается на бал:

Рузя (камеристка - С.):
Что вы наденете, жемчужную ли нить,
Иль полумесяц изумрудный?

Марина:
Алмазный мой венец.

Исторически у Пушкина всё очень верно. И как изящно сказано!

Чуть позже нагромождения драгоценностей приелись, а модницы захотели привести украшения к какому-то осмысленному единству.
Тогда и появились парюры.

Причём первоначально словом парюра именовали именно "алмазный мой венец", то есть драгоценную диадему, к которой и подбирались (или специально делались) серьги, броши, кольца и пр.
Из тех же материалов и в том же стиле.

Потом и весь набор стал называться парюрой.

Название и сам обычай иметь стильный гарнитур украшений продержались до конца 19 века.
Иногда украшений носили совсем мало, иногда снова просыпалась неудержимое стремление надеть много и сразу красивого и блестящего.

В 19 веке такой пик страсти к драгоценностям пришёлся на эпоху ампира с его импозантной роскошью (за годы Революции французские дамы вдоволь насытились "античной простотой" и теперь украшали себя самозабвенно).
Прекрасные стильные парюры  остались от того времени.

И портреты легендарных обольстительниц.
Мари Маркоз (позже виконтессу де Сеннон)  Энгр изобразил в скромном бахатном платье с длинными рукавами, потому парадной парюры мы не видим.
Однако страсть эпохи к украшениям и здесь даёт о себе знать - на десяти пальцах красавицы целых девять колец!

Различали малую и большую парюру.
Малая - это как раз те три предмета, которые теперь считаются максимумом для выхода в свет.
А тогда это были привычные вещи, часто очень доступные.
Такая малая парюра (брошка, браслет и серьги) из янтаря была у А.Г Достоевской, далеко не щеголихи. Подарок мужа.

Большая же парюра включала в себя массу предметов, иногда до 15.

Наверное, только дамы ампира осмеливались надеть такое целиком.
Потому что помимо диадемы или тиары (полу-диадемы, вроде современного ободка для волос), там были кольца, браслеты, серьги, колье, фермуары (драгоценные застёжки для ожерелий), броши, пряжки для поясов.

В зависимости от моды парюра (её можно было расширять, переделывать и улучшать бесконечно) пополнялась фероньеркой (это украшение с камнем посередине, которое носили на лбу, см. известный портрет Н.Н.Пушкиной), булавками для волос, запонками, веером, пуговицами, подвесками и пр.

Современные королевские дома непременно располагают фамильными парюрами.
У этих парюр часто длинная история. Они передаются из поколение в поколение и считаются собственностью семьи.

Роскошные парюры имелись и у Романовых.
Причём последняя императрица, которую сейчас считают скромницей и домашней затворницей, питала особую слабость к драгоценностям.

Её парюры были великолепны.
Являясь к обеду на яхте "Штандарт" (впрочем, ко всякому обеду, в 8 вечера по английскому обычаю), она каждый раз ослепляла гостей блеском своих украшений.
Вспоминают, что один день императрица бывала в парюре с рубинами, в другой - с бриллиантами. третий - с колумбийскими изумрудами редкой красоты (самый большой,  "Сахарная голова", был 23 карат).
Но особенно она любила сапфиры и аквамарины - в цвет своих глаз.

В этой страсти к драгоценностям сказывалась вся противоречивость её натуры.
Была она скуповата, огорчалась, потеряв даже простой носовой платок - и собрала к 1917 году украшений на 50 млн. долларов (по тогдашнему курсу).

Внешняя роскошь её, такую застенчивую и набожную, ненавидевшую балы и рауты, чем-то неотразимо пленяла.
Та же семейная яхта "Штандарт" была убрана по её вкусу и потому непривычно сверкала позолотой.
Сусальным золотом были покрыты не только резные украшения судна. Даже канаты были позолоченые!
Эту деликатную работу выполняли знаменитые мастерицы-монашки Новодевичьего монастыря.

Но всё проходит.
Императрица погибла.
Её коллекция драгоценностей расселась по миру.
Только яхта "Штандарт" долго держалась.
Правда, потеряв золотые канаты и то и дело меняя имена.
Даже участвовала в Великой Отечественной войне.
Построена была на совесть!

Только в кукурузные времена, в 1961 году, яхту сделали плавучей мишенью для ракетных стрельб, а потом и вовсе разрезали на металлолом.

 
Tags: Марина Мнишек, драгоценности, императрица Александра Фёдоровна, яхта "Штандарт"
Subscribe

  • С ПАРМАЗАНОМ МАКАРОНИ - 2

    Непревзойдённый певец вкусностей, Гоголь не только сам вкушал блюда или наставлял кулинаров. Таких-то бар-гурманов было немало. Часто их именами…

  • АППЕТИТ

    Когда просматриваешь старинные меню - длинные-предлинные, с множеством перемен и обязательным супом - то воображаешь, что трапезы эти продолжались…

  • ВЫ В АВТОМОБИЛЕ

    Уинстон Черчилль совершал поездку по стране. Однажды его шофёр сбился с дороги (навигаторов тогда не было). Заехал совсем не туда, куда…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments