EPISTULARUM

Ничего трудного: только жить согласно своей природе. Трудно это лишь по причине всеобщего безумия


Previous Entry Share Next Entry
ДОРОГА ШЁЛКА И ИЗЮМА
cambria_1919
В 1871 году скромный безымянный корреспондент "Акмолинских областных ведомостей" взялся описать тогдашнюю торговлю Российской империи с вновь присоединёнными среднеазиатскими владениями.
Таможни уже ликвидировали, но путь из Туркестана в Россию был так же труден и архаичен, как столетия назад. Только до Акмолинска караваны шли 900 вёрст - причём 77 вёрст "песками" (пустынями) и 200 вёрст безжизненной Голодной степью. Корреспондент так передаёт свои впечатления:

"От Сюзака дорога подходит к Таиндыкульскому броду на р. Чу - южной границе Акмолинской области; здесь переправляются вброд, а иногда и вплавь в весенние месяцы, когда вода ещё не успела сбыть. В это время года караванщики устраивают из растущего по берегам Чу камыша небольшие плоты, на которые кладут тюки с товаром и передвигаются с одного берега на другой посредством верёвок; верблюдов же пускают вплавь. Вообще переправа затруднительна и даже опасна".

Не легче и путь по Голодной степи:

"Грунт земли твёрдый, песчано-глинистый, но местами есть солончаки, затрудняющие проезд в дождливое время. Вода встречается только в колодцах, из которых особенно замечательны Куль-Кудук, Уванес и Бару Тускен <...> Саксаулу встречается много по пути к Кокок-Саю, который есть не что иное, как яма с мутною, но годною для питья водою <...> На Голодной степи почти нет травы, что собственно и сообщило ей это название; но для верблюдов там растёт весьма питательная колючка, известная под названием кокпек и баялыч".

После таких путевых трудностей автор, достигнув Акмолинска (современная Астана, столица Казахстана), радостно замечает:"Дорога от Акмолинска до Петропавловска весьма удобна и ничем не отличается от обыкновенных русских дорог". Вот так. Обыкновенная весьма удобная русская дорога. Неожиданно.

Что же везли караванщики в Россию? И много ли, с какой выгодой?

"По сведениям, имеющимся в Областном Правлении, проследовало в 1870 году из Бухары, Кокана и Ташкента хлопка, сырцового шёлка, ковров, шёлковой и бумажной материй, мерлушек, козьего пуху, урюку, изюму, фисташек и винограду на 7 185 верблюдах на 1 115 234 рубля".

Впрочем, корреспондент считает своим долгом заметить:"Приведённым здесь цифрам стоимости товаров нельзя вполне верить, так как азиатские купцы и караван-баши из хвастливости нередко преувеличивают стоимость привезённых ими товаров".

  • 1
или стоимость могли и скрывать) если котрабанда и такое тогда бывало)
но вот караванщики и впрям многое для комфорта привозили)

Самое интересное, что то же самое, что и сейчас. Только не на верблюдах.

вот об этом и я подумала))

"Обыкновенная весьма удобная русская дорога." - по сравнению с пустыней, полупустыней - да.

тоже хочу верблюдов и тюки возить

давно это было!

Отличного дня!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account