Category: искусство

Category was added automatically. Read all entries about "искусство".

ТЕ САМЫЕ СОРОК КОШЕК



Вернее, сорок две кошки.

Я думаю, именно эта картина стала источником жупела, каким принято пугать женщину, что не вышла замуж.
«Тебя ждёт старость и сорок кошек» - так ведь?

Картина достаточно известная.
Но представляет собою не кошмарное видение котоненавистника.
И не сладкий сон кошколюба.
Это портрет реально существовавших лохматых моделей.
Collapse )

ОНИ И МЫ. ПОВАРЯТА И КОШКИ



Коты вечно торчат на кухне, когда там готовится что-то – на их взгляд – вкусное.

А поскольку в состоятельных домах что-то этакое готовилось целый день, то и коты там практически пребывали всегда.
Кот и повар - вечный сюжет.
Collapse )

КОГДА ФОТОШОПА ЕЩЁ НЕ БЫЛО...

... всё остальное уже было.

Вот портрет неизвестной дамы - очень серьёзной! - где её фигура доведена до желаемого совершенства:



Художник очень старался.
Действовал по принципу Тюбика из "Приключений Незнайки" - знал, что переборщить с красотой невозможно.
Потому талия немыслимо узкая, бёдра пышные, а ножка так мала, что годится разве какому-нибудь таракану.
Вторая ножка, в тени, кажется, ещё меньше?

В общем, модный идеал эпохи достигнут.
Что всегда хоть немного, но смешно.

ОНИ И МЫ. ПОРТРЕТ КОТА

Художники старых времён почему-то не всегда справлялись с изображением котов.
Часто домашний любимец выглядит на картинах странно, даже если скромно сидит где-то под лавкой.
Или на руках у хозяйки.

Откуда же тогда взяться персональному кошачьему портрету?

Но есть и такие!
Например, этот красавец:


Только не надо думать, что здесь запечатлён какой-то выдающийся кот своего времени.
Collapse )

ДОРОГИ. БЕЗ ДУРАКОВ

Нет, никто из классиков ничего не говорил про дураков и дороги.

Но кто-то таки придумал эту фразу не так давно, и стали приписывать её буквально всем – от Радищева до Задорнова.
Некоторые ограничиваются бойким «всем известно, что у России две беды»…
И дальше шпарят про асфальт, парковки и священные права велосипедистов.

А между тем дорога – самый поэтичный мотив русского пейзажа.

Даже дорога плохая, с разъезженными колеями и бездонными лужами.

Вернее, только такая.

Нет, в самом деле! Ничего прекраснее в русской живописи и не найти.

Вот хотя бы такая дивная вещь, как раз по недавнему сезону.
Фёдор Васильев, «Оттепель»:



Томительная прелесть мрачного сырого дня.

Collapse )

ОНИ И МЫ. ПОСМОТРИ В ГЛАЗА

Страшные, косоглазые и зверского вида котики, которые попадаются на картинах старых мастеров, у меня уже были.
Главное, мастера-то всё хорошие!
А вот кошачьи образы не каждому давались.

Но во все времена жили художники великие, художники не очень, художники так себе и совсем скверные.
Поглядим на художников так себе - как у них с котами.

Оказывается, бывало и неплохо!



Редкий случай, когда кот получился много лучше человека, да и всего прочего.
Collapse )

ЧЁРНЫМ ПО БЕЛОМУ

Одних удивило, что скоро в каком-то сериале английскую королеву Анну Болейн будет играть чернокожая актриса.
Другие политкорректно объявили, что это ничего, лишь бы сыграла хорошо.
И фотку артистки дали - уже в роли, в историческом королевском костюме.

Нет, лучше эта прекрасная африканская скульптура, средневековая.
Как раз изображение королевы, но не Англии, а Бенина (фото Максима Гурбатова):



Ведь если бы Анна Болейн была такой, у неё в Англии были бы совсем иные проблемы, чем у этой самой Анны.
Collapse )

ОНИ И МЫ. ДРУЗЬЯ СЕРЬЁЗНЫХ МУЖЧИН

Считается, что маленькие собачки чисто женская страсть.
Покладистые крохотные существа легко помещаются в сумочке или под мышкой, терпеливо сносят комнатный образ жизни, их можно наряжать в забавные одёжки – в общем, это милая живая игрушка.
«Дама с собачкой» – классический сюжет.
В живописи тоже.

Господа же традиционно появлялись в окружении своры охотничьих псов.
Или с одним псом, но рослым и энергичным.

Однако старинные портреты свидетельствуют: солидные мужчины тоже питали привязанность к маленьким собачкам:



До чего мило.
Collapse )

СЮРПРИЗ

Сюрприз тут простой –  это картина так называется.
Франсуа Буше (1702-1770), «Сюрприз»:



Кто-то может объяснить, что тут, на картине, происходит?

Где сюрприз?

Я не знаю.

Искусствоведы осторожно уклоняются от всякой трактовки того, что тут творится – «сюжет картины неясен».

Написал эту странную вещь любимый художник знаменитой фаворитки Людовика XV, маркизы Помпадур.
Она обожала такие вот нарядные и легкомысленные вещи с эротическим подтекстом.
Это именно она говорила «после нас хоть потоп»  – и всячески поощряла веселье, расточительность и «опасные связи».

Буше нравился ей как никакой другой художник.
Она даже выбила ему звание "Первый художник короля" и квартиру прямо в Лувре.

Буше создал  несколько эффектных портретов маркизы.
Глядя на них, совершенно невозможно вообразить живого человека – подобно художнику Тюбику из «Незнайки», глаза дамам Буше изображал гораздо больше, чем они бывают в природе и способны уместиться в глазницах, а ножки – много меньше тех, на которых можно ходить:



Однако дамам такое обычно нравится.

Ещё Буше написал массу игривых сценок.
«Сюрприз» как раз из таких.
Сценки эти в диапазоне от томно-умильных до почти похабных.

Однако ничего типичного для Буше «такого» почти нет в «Сюрпризе» – разве что дама искусно и аккуратно причёсана, но в исподнем.
Все три изображённые фигуры пребывают в бурном, но непонятном движении – потому что лица всех троих вполне спокойны.

Дама очень рассеянно и сонно взирает на девочку.
Девочке на вид лет 50.
Карлица? Вряд ли.
Буше, самый беспечный и «рококошный» из художников рококо, избегал немолодых лиц и любых телесных аномалий.
Зато он славился изображениями детишек, чем безбожно злоупотреблял – вот, например, какую соорудил гирлянду из путти:



В «Сюрпризе» девочка явно не удалась.
Но, возможно, этот старообразный ребёнок сообщает даме, что между кроватью и стенкой втёрся некий рыжий молодой человек? И компрометирует?
Это он сюрприз, что ли?
Не похоже.
Дама явно так не считает. Ноль внимания на него.

Сам молодой человек тоже не бросился бежать, застигнутый врасплох. Он преспокойно высунулся из-за портьеры и взирает на даму с самым деловым видом.

В общем, странная картина.

Меня же тут пленило одно действующее лицо. Самое симпатичное и естественно себя ведущее.
Котик этот с обгрызенным хвостом.
Он далеко не красавец.
Но сколько же в его много повидавшей физиономии кротости и печали!
И читаются в его тусклых глазах невесёлые мысли: «Что за халтурщик этот ваш Буше… Что за вздор на этой картине… Как грустна и быстротечна жизнь...»

АНГЛИЙСКИЙ РОМАН



Ух, сколько я их прочитала.
Не только классики (»это другое»).
Кучу детективов.
И детективчиков.
И шуточек Вудхауза. И готических приключений на ровном месте.


Идеальное чтение на ночь.
Так что всё это в сознании слилось в бесконечный поток идиллически-иронически-сумрачных картин канувшей в Лету империи, над которой никогда не заходит солнце - но саму её солнце озаряет не так уж часто.
Зато дождик моросит исправно.


В беллетристике викторианская Англия исчезала постепенно, но неохотно, оставляя неизбывные сожаления – как же всё-таки это было хорошо и мило.
Только вот дорого и старомодно.


Декорации ко всему этому идеальны у живописца Джеймса Тиссо, который вообще-то Жан-Жозеф.
Он француз из Нанта и ученик великого Энгра.

В Англию попал по воле судьбы, но встретил там свою любовь.
И начался его собственный английский роман.

Салонная живопись теперь почти реабилитирована, так что и Тиссо вполне в почёте.
Для меня его картины – именно локации для бесчисленных английских романов.
Тех, где наследуют поместья,  травят тётушек, носят твид, объявляют и разрывают помолвки, переодеваются к обеду и влюбляются в кузин.


Да, в первую очередь поместье!
Где и парк, и пруд, и непременная тётушка.
И чай под сенью дерев:




И снова чай. И снова чай.
Тиссо вечно писал эти чаепития, чем пользуются до сих пор торговцы чаем, помещая его идиллии на своих коробках и пакетах.


Вот парадное чаепитие в гостиной с выходом в летний сад (оранжереи процветали в викторианские времена – тут вон какие выросли роскошные пальмы и бананы; Первая мировая пресечёт эти излишества):



Чай просто в эркере усадебной комнаты:



Хотя именно пребывание на свежем воздухе - главная радость элегантной сельской жизни.
Ведь в комнатах можно и в городе посидеть.

Так что считалось,  что чай особенно приятно пить на траве (но не очень удобно, на мой вкус – какой-то даме обязательно приходится вставать раком, чтобы угостить других):




Вот ещё один пикник на траве с дамой на карачках:



Куда удобнее чай на террасе (графиня с изменившимся лицом бежит к пруду, а лакей с видом «меня здесь нет» собирает чашки).
Этот лакей - редчайший случай появления плебса в роскошной обстановке Тиссо: подобно своим героям, он не замечал лакеев, садовников, горничных и прочих слуг.
Весь комфорт вокруг прелестных дам возникал сам собой.
Потому что так положено и так было всегда:




Чем ещё можно заняться в поместье?
Спортом. Поиграть в крокет:




Посидеть на скамейке в парке (влажная и прохладная Англия богатых людей приучила на природе подстилать под себя тёплые шкуры и ковры):



Пофлиртовать ещё следует, естественно (флирт как раз английское слово!):



А главное, покататься на водах!

Своим свежим континентальным взглядом Тиссо не мог не уловить: на этом острове очень много воды.
Влажны и сочны травы, облачны небеса, полноводны реки, глубоки пруды.

Потому англичане обожают греблю и лодки.

И англичанки тоже.

Начинают грести прямо с детства:




Потом катаются в обществе влюблённых молодых людей:




А потом с солидным мужем, господином в рыжих бакенбардах:



Здесь у дамы настроение меланхолическое, под стать серенькому дню.
А мрачный, чисто английский дом на другом берегу явно полон тайн.
Дом, где разбиваются сердца.

Завязка есть.
Конец первой главы!